03 сентября 2017

SSG 34 - Battlefront - Сайпан и Газала

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Авторские сценарии

В отличие от предыдущих игр Battlefront не посвящена целиком какому-либо одному конфликту. В игре есть четыре сценария, три из которых представляют собой наступательные операции союзников по антигитлеровской коалиции, и один – наступление войск стран антикоминтерновского пакта. Рассмотрим их поподробнее.

Сайпан (15 июня – 9 июля 1944 г.)

Высадка американцев на Сайпане – небольшой “разминочный” сценарий. В реальности эта операция длилась с 15 июня по 9 июля 1944 г., в игре же – по 1 июля. Здесь можно познакомиться с нововведениями в игровой системе или потренироваться в вождении войск перед тем как перейти к сценариями побольше.

Расстановка сил перед высадкой десанта.

Сам сценарий является игрой в одни ворота, поскольку у японцев нет ни единого шанса на победу. Они даже не смогут нанести противнику сколько-нибудь значимый урон или продержаться в течение длительного времени. Вся интрига операции заключается в том, сколько американских юнитов смогут убить японцы – два или три?

В центральной части острова расположены горы, удобные для обороны.

Кстати, этот сценарий – один из старейших в истории SSG. Впервые он появился в Battlefront – первом сухопутном варгейме компании, вышедшем в далёком 1986 г.

Так Сайпан выглядел в 1988 г.

Газала (26 мая – 21 июня 1942 г.)

Следующий сценарий посвящён сражению при Газале. В истории эта операция проходила с 26 мая по 21 июня 1942 г., в игре – по 17 июня. Несмотря на то что я не большой любитель пустынных ландшафтов, этот сценарий я всё-таки сыграл, поскольку Газала является одной из наиболее успешных операций немецко-итальянских войск в Африке.

26 мая 1942 г.: немецкие войска сосредоточены напротив Бир-Хакейма. В северо-восточном углу карты расположен Тобрук.

По этой причине данная операция стала популярной темой в военных играх начиная с 70-х годов: только настольных варгеймов со словом “Газала” в названии насчитывается более десятка. Один из самых ранних из них – варгейм Gazala: The Clash of Armor, созданный Дэвидом Болтом (David Bolt) и опубликованный в 1983 г. уже известной нам компанией People's War Games. Возможно, именно эта игра послужила источником вдохновения для разработчиков из SSG.

Обложка настольного варгейма 1983 г.

Прежде чем перейти к сценарию, необходимо сказать несколько слов о ходе североафриканской кампании, которую часто сравнивают с маятником, поскольку она насчитывает три наступления итало-немецких войск и три наступления  союзников, чередующихся друг с другом.

После того как Италия объявила войну Англии (10 июня 1940 г.), итальянские войска предприняли в сентябре наступление на соседнюю с Ливией (бывшей тогда итальянской колонией) английскую колонию Египет. Наступление протекало вяло и через 4 дня прекратилось, а линия фронта стабилизировалась. В декабре англичане перешли в контрнаступление (операция “Компас”), в ходе которого разгромили итальянскую армию и захватили 21 января Тобрук – ливийский город-порт стратегического значения.

В феврале 1941 г. на помощь итальянцам были переброшены немецкие войска под командованием Роммеля, которые в марте-апреле провели наступательную операцию, отбросив англичан к ливийско-египетской границе. В ходе этого наступления 10 апреля Тобрук был осаждён. В ноябре англичане вновь перешли в наступление (операция “Крестоносец”) и нанесли поражение итало-немецким войскам. 27 ноября первые английские войска пробились к гарнизону Тобрука, а 7 декабря Роммель снимает осаду с города и отступает на запад. Кстати, этой операции посвящён пользовательский сценарий для Battlefront, созданный одним из лучших авторов-любителей Brubaker.

26 мая 1942 г. уже немцы переходят в наступление, получившее название сражения при Газале, и которому посвящён данный сценарий. К тому моменту линия фронта между итало-немецкими и английскими войсками в Северной Африке проходила западнее ливийской деревни Газала практически строго в меридиональном направлении. Оборона англичан опиралась на сеть мощных фортификационных сооружений. В игре каждый из этих “бункеров” является крепким орешком: обладает “запасом прочности” в 4 steps и способен со временем (каждые три хода) восстанавливать повреждения. Баланс сценария выстроен таким образом, что уничтожение даже одного такого “бункера” занимает несколько ходов.

Позиция англичан отличается неоднородностью: в северной части, ближе к побережью она представляет собой цепь одиночных укреплений с небольшими промежутками между ними. Южнее она носит очаговый характер: расстояние между “коробками” возрастает, но и сами укрепрайоны увеличиваются в размерах: самый южный и самый крупный из них – Бир-Хакейм – занимает 10 клеток.

Каждый из “бункеров” является источником снабжения, что в теории позволяет находящимся в нём войскам обороняться неограниченное время. Наконец, линия укреплений прикрыта сплошными минными полями в 1-2 гекса шириной.

Впрочем, одними лишь статичными укреплениями их силы не исчерпываются. “Коробки” защищаются пехотными гарнизонами из регулярных войск, а в глубине обороны находятся подвижные танковые резервы, готовые контратаками отбросить противника с занятой территории.

При этом количество английских и объединённых итало-немецких войск практически равно. Кроме того, большая часть (около 55%) последних – это итальянцы, серьёзно уступающие англичанам по уровню подготовки и оснащения войск, а также качеству техники. Немцы же немного превосходят англичан по качеству, но вдвое уступают им в количестве.

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении резервов: подкреплений у итало-немецких войск не будет, а к англичанам на протяжении сценария подойдут три индийские пехотные бригады. Получить подкрепления за alert очки в этом сценарии могут только итальянцы, но для этого им придётся потерять одну из трёх ключевых точек на севере, что возможно только при полном разгроме.

Что касается пополнений, то их регулярно получают англичане и немцы, а итальянцы – только эпизодически. Стоит также отметить, что в данном сценарии некоторые юниты получать пополнения не могут, что заставляет игрока беречь их изо всех сил. У немцев и итальянцев это сапёры, а у англичан – французская бригада.

Традиционным для Второй Мировой войны способом нивелирования превосходства противника служили танки, но и здесь англичане имеют преимущество. В их распоряжении находятся две танковые дивизии и две танковые бригады – итого пять танковых бригад. Каждая бригада, за исключением одной, насчитывает три полка. В каждом полку – три роты (которые в английских танковых войсках называются эскадронами). Итого – 42 линейные роты и 7 командирских. По качеству британская бронетехника не уступает немецкой и превосходит итальянскую.

Итальянцы располагают одной танковой дивизией, содержащей два танковых полка, и ещё тремя батальонами в составе других соединений. Один полк состоит из одного батальона, а другой – их трёх. В каждом батальоне, за исключением одного, – по три роты. Итого – 20 линейных рот и 1 командирская. Теоретически также возможно получить одну танковую дивизию (7 рот) за alert очки, но на практике это сделать очень трудно. У немцев имеется две танковые дивизии, каждая из которых насчитывает два танковых полка по два батальона. В каждом батальон – 4 роты. Итого – 16 линейных рот и 4 командирские.

Таким образом у англичан танков больше, чем у итальянцев и немцев вместе взятых. Однако в действительности количество английской бронетехники можно смело увеличить вдвое. Дело в том, что каждый эскадрон имеет одну дополнительную жизнь, что позволит ему вернуться в бой через несколько ходов после своей гибели. “Воскрешённый” юнит обладает “прочностью” в 1 step, что составляет 50% от его максимальной боеспособности, поскольку в Battlefront максимальная численность танковых юнитов была снижена до 2 steps. Стоит также отметить, что способностью к восстановлению у англичан обладают не только танки, но и пехота. У немцев же – только пехота, а у итальянцев – всего 2 юнита.

Рельеф в этом сценарии играет не очень большую роль, основное сражение развернётся в южной части карты.

Как видно, англичане на совесть подготовились к обороне, в то время как итало-немецкие войска не обладают решительным преимуществом ни в количестве, ни в качестве войск в целом и бронетехники в частности. Как же с таким соотношением сил проводить наступательную операцию?

Во-первых, англичане уступают в артиллерии. Дальнобойная артиллерия окажет итало-немецким войскам неоценимую помощь при штурме крепостей и отражении контратак противника. Она эффективно работает по танкам, которые в Battlefront стали не только более многочисленными и более сильными, но и более уязвимыми. Артиллерия поддержки – противотанковая и зенитная – атаковать противника не может, но незаменима в обороне. Лучше всего она работает в паре с бронетехникой: если артиллерия окапается, то танк, находящийся на этой клетке, сможет обстреливать танки противника, оставаясь неуязвимым для ответного огня. Кроме того, окопанные юниты поддержки повышают защиту от артиллерии и обычных атак.

Во-вторых, на стороне нацистов элемент внезапности. Правда, длится он всего один ход. А к восьмому ходу у англичан “проснутся” все войска на карте, даже гарнизон Тобрука, а также подойдут все подкрепления, за исключением лишь одной пехотной бригады. Таким образом, перед нами очередная авантюра в духе блицкрига, поскольку окно возможностей очень небольшое.

В-третьих, у оборонительной позиции англичан есть один недостаток, устранить который невозможно. Речь идёт о местности, в которой расположена укреплённая линия. Пустыня, при хорошо налаженной службе снабжения, не является труднопроходимой местностью по сравнению с другими ландшафтами. В пустыне нет естественных препятствий (рек, гор и пр.), что даёт неограниченное пространство для маневра. Это позволило немцам в полной мере реализовать преимущество своих войск в подвижности: они обошли оборонительную позицию англичан с юга, со стороны пустыни. Стоит отметить, что в данном сценарии высокая мобильность присуща обеим сторонам конфликта: танковые войска сами по себе обладают высокой скоростью перемещения, а вся пехота, за исключением лишь одной итальянской дивизии, передвигается  на машинах.

Наконец, в-четвёртых, немцы и итальянцы создали численное превосходство в месте нанесения основного удара – напротив Бир-Хакейма – за счёт ослабления второстепенных участков. Это даёт им преимущество локального характера длительностью в несколько ходов, которые англичане потратят на то, чтобы перебросить резервы на атакуемый участок.

Задача немецкого игрока – в полной мере реализовать первоначальное преимущество и захватить Бир-Хакейм. Это – ключ ко всему сражению. До тех пор пока противник контролирует этот важнейший перекрёсток, дальнейшее продвижение невозможно. Англичане это хорошо понимали и соответствующим образом его укрепили. Защищает Бир-Хакейм бригада “Свободной Франции”, состоящая из французских колониальных войск и наёмников из иностранного легиона. Это сильные и крепкие войска, не испытывающие проблем со снабжением и способные долго держать оборону. На помощь им будет брошено огромное количество английских танков, что заставит немцев одновременно решать две задачи: штурмовать укрепрайон и отбивать контратаки противника.

На штурм “коробки” лучше всего отправить пехоту: немецкую 90-ю лёгкую пехотную дивизию и итальянскую 101-ю моторизованную. Они должны окружить Бир-Хакейм и при поддержке артиллерии и сапёров начать методичный и изнурительный штурм. В то же время две немецкие и одна итальянская танковые дивизии должны обойти Бир-Хакейм с севера и юга и создать периметр обороны на некотором расстоянии от крепости с целью не допустить её деблокады.

Сражение за Бир-Хакейм продлится большую часть сценария (исторически с 26 мая по 11 июня), а его результат определит исход всего сражения. Если Бир-Хакейм падёт, а немцы при этом сохранят большую часть своих танков, участь англичан будет предрешена. Немцы веером разойдутся по английским тылам и у “томми” не хватит сил, чтобы надёжно прикрыть все дороги.

Что касается Газалы, то в этом районе наступать не стоит – пехоты и артиллерии там мало, танков почти нет. У противника, в свою очередь, там сильные укрепления, пехотные гарнизоны и мощный танковый резерв. Тем не менее полностью игнорировать северный участок нельзя – здесь надо как минимум обозначить своё присутствие, чтобы не позволить противнику спокойно перебрасывать силы с побережья на юг.

Немецкий игрок должен постоянно анализировать ситуацию и принимать решения: удерживать позиции или маневрировать, штурмовать укрепления или атаковать юниты противника. Оборона немцев должна носить динамичный и активный характер, благо войска отлично приспособлены для сражений в пустыне. Игроку следует по максимуму пользоваться подвижностью своих войск: разведка находит слабые места противника, танки атакуют, артиллерия создаёт очаги обороны. При этом следует помнить о том, что оборонительная стрельба способна превратить даже атаку ослабленного или окружённого противника в кровавую баню. Немцы должны беречь свои танки и не допускать невозвратных потерь, отводя потрёпанные войска на восстановление.

Исторически, Роммель добился успеха во многом благодаря ошибкам противника. Игроку за англичан в этом плане будет проще: даже не обладая послезнанием и руководствуясь лишь здравым смыслом, можно доставить неприятности противнику. Здесь не обязательно показывать очень высокий класс игры, достаточно просто не совершать грубых ошибок.

Как и для немцев, цель номер один для англичан – это Бир-Хакейм. Его нужно удержать любой ценой, даже пожертвовав всей французской бригадой и частью бронетехники. Игрок должен максимально затянуть осаду и нанести противнику за это время как можно больший урон. Важнее всего выбить немецкие танки. Если “коробка” падёт, то без танков немцы далеко не продвинутся.

Таким образом, перед нами достаточно любопытный сценарий. В игровом плане он сочетает активные маневры по пустыне с ожесточённой борьбой за укрепрайоны. Теоретически, каждая из сторон имеет шансы на победу, если не будет забывать о разведке и снабжении. Вместе с тем, ни для одной из сторон это сражение не будет простым, поскольку их силы практически равны.

В 1942 г. Роммелю удалось нанести сокрушительное поражение англичанам: 12-13 июня они потерпели “катастрофу под Найтсбриджем” (южнее Акромы), а 21 июня сдался Тобрук.

Кстати, катастрофе под Найтсбриджем был посвящён один из сценариев варгейма Rommel: Battles for North Africa из серии Battlefront, вышедшего в 1988 г. Автором этого сценария был Дэвид Фреер.

Развивая успех, войска нацистского блока стали продвигаться далее на восток и 30 июня достигли наивысшей точки своего продвижения в Африке – Эль-Аламейна, который им так и не удалось взять. Одной из причин этого стали большие потери в танках, понесённые во время сражения у Газалы, которые в конечно итоге предопределило поражение у Эль-Аламейна и весь дальнейший исход кампании.

В октябре англичане перешли в наступление и отбросили итало-немецкие войска на запад. 13 ноября англичане вновь захватили Тобрук, а 8 ноября в Морокко и Алжире высадились американцы и стали продвигаться в направлении Туниса. 23 января 1943 г. англичане вступили в Триполи, столицу итальянской Ливии. Нацистские войска отступили в Тунис, где и оборонялись от англичан и американцев ещё почти четыре месяца. 13 мая итало-немецкие войска в Африке капитулировали. Африканская кампания была закончена. А через 2 месяца началась итальянская кампания: союзники высадились в Сицилии.

Продолжение: Battlefront - Малая Земля и Огород

Комментариев нет:

Отправить комментарий