07 июля 2016

Компьютерные варгеймы 03 - Близкие жанры

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Близкие жанры

Как мы уже говорили, одна из трудностей в определении варгейма как жанра компьютерной игры состоит в том, что в настоящее время не существует единой унифицированной классификации игровых жанров. Усугубляет проблему то, что варгеймы крайне разнообразны и могут иметь черты, присущие играм разных жанров. В этой связи было бы логично сравнить варгеймы с некоторыми другими игровыми жанрами, чтобы понять, что у них общего и в чём заключаются отличия. В этом случае в поле нашего зрения попадут несколько жанров, представители которых могут иметь черты, присущие варгеймам, но которые не принято называть варгеймами. В некоторых случаях это полностью оправдано, в некоторых – спорно. В данной статье мы не собираемся оспаривать сложившуюся классификацию игровых жанров, однако изучение этого вопроса поможет лучше разобраться в том, какие игры принято относить к категории варгеймов, а какие нет.

Близкие и далёкие родственники варгеймов

В ходе работы над статьёй автор обнаружил достаточно любопытный портал – gamesisart.ru, слоганом которого является “Компьютерные игры как искусство”. Там приведена довольно интересная классификация жанров компьютерных игр. Несмотря на то, что она не является бесспорной, это весьма свежий и оригинальный взгляд на классификацию жанров, заслуживающий самого пристального внимания, несмотря на грамматическую ошибку в названии портала.

Первый жанр – стратегия в реальном времени (RTS) – имеет мало общего с варгеймами. Здесь игрок должен заниматься строительством базы, производством юнитов, ведением боевых действий. Игровой процесс отличается динамичностью и требует хорошей реакции и микроконтроля. Каждый юнит является обычно отдельным бойцом, а не формированием. Боевая система не отличается правдоподобностью и логичностью: юниты имеют очки здоровья, перестрелки идут на пистолетных дистанциях. В результате, лишь немногие представители этого жанра имеют что-либо общее с варгеймами. В качестве примера можно привести Homeworld, где игровой процесс более размеренный, требования к микроконтролю не так велики, боевые действия достаточно логичны, а критерий реалистичности не применим в силу научно-фантастической тематики игры. Более того, корабли в военной терминологии считаются формированиями, правда, не известно, распространяется ли это положение на космические корабли, но, с точки зрения логики, препятствий для этого нет. Что касается игры Wargames (1998), то она никакого отношения к варгеймам не имеет, а является обычной стратегией в реальном времени.

Homeworld: наличие полноценного третьего измерения открывает новые тактические возможности для сражений в космосе
Существование другого жанра – тактики в реальном времени (RTT) – признают не все. Зачастую подобные игры относят к жанру стратегий в реальном времени или считают его поджанром. Сторонники существования RTT отмечают в качестве отличий от RTS отсутствие таких компонентов игрового процесса, как строительство базы и производство юнитов, что позволяет игроку сосредоточится на ведение боевых действий. Этот жанр несколько ближе к варгеймам: здесь меньше микроконтроля, больше времени для планирования, более логичные и близкие к реальности боевые действия. Из числа более-менее серьёзных игр можно выделить некоторых представителей таких серий, как Myth, В тылу врага, Противостояние, Блицкриг (последние – с пользовательскими модификациями). Также к этому же жанру относятся и игры из серии Wargame: European Escalation (2012), AirLand Battle (2013) и Red Dragon (2014). Эта серия представляет определённый интерес: характеристики техники и вооружений приближены к реальным, имеются вопросы снабжения, опыта и морали, однако, до полноценных варгеймов эти игры всё же не дотягивают: у юнитов есть очки жизни, требования к микроконтролю и реакции всё же имеются, хотя и не так высоки, а характеристики юнитов приведены к одному стандарту и меняются с каждым патчем в угоду балансу и по требованию игрового сообщества. Тем не менее, данные игры заслуживают внимания. Интересно отметить, что иногда некоторые варгеймы реального времени (например, такие игры по Warhammer Fantasy, как Shadow of the Horned Rat или Dark Omen) записывают в данный жанр, но это неправильно.

Wargame - удивительная игра: ни капли не реалистичная, она, тем не менее, весьма неплохо передаёт дух современных конфилктов

Третий жанр – пошаговые стратегии (TBS) – уже гораздо ближе к варгеймам: здесь планирование преобладает над микроконтролем, игрок командует отрядами, боевая система отличается логичностью. В качестве примера можно привести серию Heroes of Might and Magic и ей подобные игры. Несмотря на то, что эти игры обладают многими признаками варгеймов, традиционно их относят к жанру пошаговых стратегий. Как и в предыдущем случае, некоторые варгеймы (например, Panzer General) иногда относят к этому жанру, что также неверно.

Всеми любимые "Герои", по сути, являются военной игрой, но таковой не считаются

Следующий жанр – глобальные стратегии (4Х) – имеют много общего с варгеймами стратегического уровня. Некоторые из них могут иметь хорошо проработанную боевую систему (Master of Orion, некоторые игры из серии Total War), некоторые – довольно абстрактную (игры от Paradox Interactive). Причина, по которой эти игры выделяются в отдельный жанр, заключается в том, что в них боевые действия являются не единственным стержнем игрового процесса, а одним из нескольких. Всего же их четыре: расширение территории, научные исследования, промышленное развитие и ведение войны. В английском варианте это пишется как eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate, откуда и пошло название жанра – 4Х стратегии. Варгеймы могут содержать в себе все эти элементы, но там они носят второстепенный характер по отношению к боевым действиям, здесь же они все важны в равной мере.

До сих пор никем не превзойдённый Master of Orion 2 обладает одной из наиболее глубоких среди 4Х стратегий боевых систем

Ещё один близкий жанр – тактические ролевые игры (TRPG) – отличаются достаточно серьёзной боевой системой и ориентацией на планирование боевых операций тактического уровня. Правда, командовать в них приходится не формированиями, а отдельными бойцами. Из числа таких игр, отличающихся глубиной проработки, можно выделить X-COM, Jagged Alliance, Laser Squad Nemesis, Операция Silent Storm.

Воевать в Laser Squad Nemesis очень интересно благодаря системе одновременно исполняемого хода

С точки зрения военной теории, такие термины, как тактический и стратегический, в названии жанров редко употребляются правильно. О том, как правильно употреблять эти термины, можно посмотреть в разделе “масштаб / уровень” и в отдельной статье, посвящённой воинским формированиям.

Помимо вышеперечисленных, можно выделить ещё два жанра, которые, на первый взгляд не имеют к варгеймам никакого отношения. Первый из них – компьютерные коллекционные карточные игры (CCG). Формально с компьютерными варгеймами их роднит только происхождение от настольных игр. Однако по глубине проработки боевой системы многие из них не уступают варгеймам. Впрочем, недостатки у карточной системы тоже имеются: это достаточно сильное влияние фактора случайности, который здесь определяется не только условным броском кубика, но и порядком появления карт в колоде. В качестве примера таких игр можно привести Magic: The Gathering, Hearthstone, Демиурги, Armageddon Empires, Solium infernum.

Solium Infernum - это в прямом смысле слова война в аду, которая ведётся без всяких моральных ограничений, но при этом подчиняется демоническому кодексу чести

Второй жанр – это, как ни странно, симуляторы боевой техники. В отличие от карточных игр, их даже с большой натяжкой не назовёшь стратегическими. Хотя в некоторых из них игрок может управлять не только своим танком, самолётом или подлодкой, но и своим подразделением, что роднит их с варгеймами тактического уровня. Однако причина, по которой они находятся в этом списке, заключается в том, что некоторые симуляторы отличаются таким высоким уровнем реализма, которому могут позавидовать иные варгеймы – недаром многие компании-производители симуляторов работают не только над играми, но и над военными тренажёрами. В качестве наиболее реалистичных симуляторов можно назвать такие, как Silent Hunter, S.C.S. Dangerous Waters, Ил-2, Lock On, Steel Beasts, Т-72, Стальная ярость, Стальной удар. С некоторой натяжкой в этот список можно включить серию ArmA. Интересно отметить, что в этом списке немало игр, созданных на постсоветском пространстве.

Танковый симулятор Steel Beasts может дать фору не только обычным стратегиям, но и многим варгеймам в плане ведения общевойскового боя

Итак, мы дали определение компьютерным варгеймам, узнали, какие другие игровые жанры могут иметь схожие с ними черты и в чём заключаются их отличия. Настало время познакомиться с варгеймами поближе: посмотреть, какие игры обычно причисляют к этому жанру и что у них общего. Для этого мы сначала изучим классификацию варгеймов по категориям, а затем рассмотрим особенности, присущие играм этого жанра.


Комментариев нет:

Отправить комментарий