24 августа 2016

Компьютерные варгеймы 08 - Особенности варгеймов, ч.3 - идеологическая ангажированность

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Идеологическая ангажированность

Как мы уже говорили, авторы более-менее серьёзных исторических варгеймов черпают справочную информацию из справочников, книг по истории или непосредственно исторических источников. Казалось бы, при таком подходе за качество исторического наполнения игры можно не волноваться: идеи разработчиков подкреплены общепризнанным авторитетом выдающихся историков, специализирующихся в своей области. Однако зачастую ссылка на авторитетные исторические источники не является гарантией того, что события в игре будут излагаться достоверно и непредвзято. Причина этого – в идеологической ангажированности, то есть стремления трактовать исторические события в соответствии с заданной линией пропаганды. Следует отметить, что вопрос о пропаганде и цензуре в компьютерных играх является достаточно обширным и в настоящее время исследован слабо, а потому в рамках данной статьи мы не ставим задачи изучить данный аспект досконально, а только ограничимся некоторыми наблюдениями, имеющими непосредственное отношение к компьютерным варгеймам.

Предвзятое отношение может проявляться и в мелочах. Взгляните на физиономии советских и немецких солдат из игр серии Squad Battles и попытайтесь угадать, на чей стороне находятся симпатии разработчиков.

Итак, сотрудники любого “министерства правды” проявляют определённый интерес к компьютерным играм как весьма эффективному средству донесения “нужной” информации до широких слоёв населения. Компьютерная игра является художественным произведением, которое расходится широким тиражом, а потому обладает признаками двух доказавших свою эффективность инструментов пропаганды: средств массовой информации и произведений искусства. Практически любой жанр компьютерных игр может быть использован в целях пропаганды, и варгеймы не являются исключением.

Вопрос о принадлежности компьютерных игр к категории произведений искусства зачастую считается спорным, однако в 2011 г. Верховый суд США признал компьютерные игры отдельным видом искусства.

Как правило, заметить пропагандистскую подоплёку некоторых варгеймов не составляет труда, однако создатели таких ангажированных игр заявляют, что их продукт является идеологически нейтральным. Это не значит, что авторы компьютерных игр являются профессиональными или убеждёнными пропагандистами (хотя и такие встречаются) – зачастую мы имеем дело со вторичной пропагандой, когда разработчики бездумно повторяют то, что написано в “идеологически правильных” книгах, проявляя при этом поразительное единомыслие, вне зависимости от времени и места создания игры. В этом случае игроку остаётся либо стараться не обращать на идеологическую составляющую игры внимания, либо воспринимать её как забавную особенность или как дополнительный фактор сложности, либо согласиться с ней, либо воспротивиться ей. В последнем случае люди могут попытаться донести свою точку зрения до разработчиков, либо попытаться самостоятельно привести её в соответствие со своими взглядами через редактор, либо просто отказаться играть в ту или иную игру.

Вообще, в варгеймах обычным делом являются случаи, когда игроки просят разработчиков внести какие-либо изменения в игру, поправить баланс, сделать её более историчной. Однако важно понимать, что мнения игроков по тому или иному вопросу также основываются на исторических книгах, а потому могут быть подвержены пропагандистскому влиянию. На примере таких случаев наиболее ярко проявляется связь и взаимозависимость таких игровых аспектов, как баланс, историческая достоверность и историческая ангажированность. В основе каждого из них лежит опора на исторические документы, которые, как мы выяснили, могут не быть идеологически нейтральными.

Перекос проявляется также и в том, что сценариев за “хорошую” сторону больше, чем за “плохую”. Например, для игры Battles of Kursk - Southern Flank из серии Panzer Battles авторами был создан 61 сценарий, из которых только 10 предназначены для игры за СССР. Аналогичная ситуация наблюдается и с пользовательскими сценариями. Так, для варгейма Combat Mission: Red Thunder игроками было создано около 50 сценариев и кампаний, из которых больше половины предназначены для игры только за немцев. Показательна и выбранная для игр тематика. В сценариях гораздо чаще рассматриваются успешные операции “хорошей” стороны, а поражения замалчиваются. Например, почти в каждом варгейме по Великой Отечественной войне есть операция Барбаросса, но практически нигде нет штурма Берлина. В рассматриваемых случаях причиной восхваления “успехов” немецкого оружия является, скорее всего, источниковая база, на которую опираются авторы. Количество переведённых мемуаров и исследований с немецкого языка во много раз превышает количество переводов с русского, а потому влияние немецкой исторической школы на западе гораздо сильнее.

Каковы основные проявления идеологической ангажированности варгеймов? Наиболее часто используются два приёма: перекос в характеристиках и идеологические штампы. Первый из них заключается в том, что “хорошая” сторона превосходит “плохую” во всём: уровень подготовки и боевой дух бойцов, характеристики вооружения и техники выше. Причём намного выше: не на несколько процентов, а в разы или даже на порядок-другой! Для того чтобы хоть как-то уровнять шансы сторон, разработчики пытаются сбалансировать качество войск с их количеством. “Плохая” сторона – слабая, но многочисленная, а “хорошая” – сильная, но малочисленная.

Второй приём заключается в использовании идеологических штампов, которые выстраиваются в систему, подчёркивающую достоинства “хорошей” стороны и недостатки “плохой”. Штампы эти довольно тривиальные и больше всего напоминают творчество Толкина: “хорошие” – это эльфы, а “плохие” – орки. Эльфы не только сильные, они ещё мудрые, справедливые и храбрые. Орки, наоборот, не только слабые, но ещё глупые, жестокие и трусливые. Первые – миролюбивые гуманисты, которые ценят жизнь и воюют только из необходимости. Вторые – воинственные дикари, не щадящие ни своих, ни чужих.

Принимая во внимание, что большинство варгеймов было создано в США и других странах Запада, не составляет никакого труда, понять, кто есть кто, даже не играя в эти игры. “Хорошие” – это капиталистические страны, в первую очередь США, их союзники по НАТО, Израиль и другие “демократии”, “плохие” – это, главным образом, социалистические страны, в первую очередь СССР и Вьетнам, а также арабские страны.

Ниже приведены наиболее распространённые пропагандистские клише на примере трёх стран-участниц Второй Мировой войны: США, СССР и Германии. Уровень концентрации пропаганды там зашкаливает! Вас предупредили!

США – сильнейшая страна в мире. Основа политической системы – демократия, во внешней политике ведут только справедливые оборонительные войны или защищают собственные интересы. Её солдаты храбры и мотивированы, хорошо обучены, вооружение и техника – лучшие в мире. Трудно сказать, чего в этой картине больше: идеологического заказа или комплексов. Также всё вышесказанной применимо к союзникам США по НАТО и другим странам первого мира.

СССР – цитадель зла. Тоталитарная политическая система, имперские амбиции и распространение коммунизма по всему миру. Солдаты необученные и трусливые. Излюбленный метод атаки – “тактика людской волны”, когда комиссары, заградотряды и войска НКВД гонят солдат на убой, после чего всех выживших отправят в штрафбат или в гулаг. Вооружение и техника – устаревшие и ненадёжные, с плохой оптикой и низкой точностью стрельбы. Эта ситуация характерна для всех конфликтов с участием России: Первой Мировой войны, Советско-финской войны, Великой Отечественной войны, любого гипотетического конфликта ОВД и НАТО. Всё то же самое можно сказать и о союзниках СССР, в первую очередь о Вьетнаме. Народу этой бедной страны удалось отстоять свою независимость и тем самым нанести беспрецедентный удар по национальной гордости американцев, от которого они не оправились до сих пор.

Что касается Германии, то эта страна присутствует в наибольшем количестве варгеймов. С точки зрения пропаганды, сила немцев зависит от того, против кого они воюют. Если против СССР – то это бесстрашные уберзольдатен, уничтожающие большевиков ордами и проигравшие войну только из-за бесноватого фюрера. Если же немцы воюют против США или Англии – то это равный противник, который если и превосходит союзников по уровню подготовки и характеристикам техники, то совсем ненамного. Вне зависимости от фронта, в ангажированных варгеймах присутствует культ войск сс (особенно Пайпера), которые даже на фоне остальных немцев выглядят сверхчеловеками. Их уровень подготовки и фанатизм не имеет аналогов среди других воюющих сторон. Интересно также отметить, что в таких варгеймах не принято затрагивать тему военных преступлений, совершённых войсками сс, не говоря уже о вермахте. Также не затрагивается такой интересный вопрос, как уровень немецких потерь. Что касается союзников Германии, то их обычно изображают слабаками, за исключением, разумеется, Финляндии.

Нет никакого смысла комментировать эту картину мира – настолько она далека от реальности. Однако причины её формирования ясны. Во-первых, большинство варгеймов, посвящённых Второй Мировой войне, создаются на базе немецких, американских или английских источников. Несмотря на то, что с момента окончания войны прошло уже более 70 лет, цельной и достоверной исторической её картины не существует, а количество белых пятен (например, такой деликатный вопрос, как потери Германии в войне) не уменьшается. Во-вторых, идеологический заказ времён Холодной войны и поныне накладывает отпечаток на все публикации. В угоду политической конъюнктуре только в нашей стране официальная историография переписывалась несколько раз, а неофициальная – и того чаще. Следует отдавать себе отчёт, что история является не только одной из наиболее предвзятых и ангажированных научных дисциплин, но и проверенным средством распространения пропаганды.

Подобная риторика является набором весьма заезженных пропагандистских штампов, сформировавшихся в странах НАТО и им сочувствующих во времена Холодной войны. После окончания Второй Мировой в основу их легли наработки Геббельса, а подкреплён они были авторитетом гитлеровских недобитков – военачальников типа Гудериана, Манштейна и прочих. Их целью было превратить на страницах своих мемуаров свои же поражения в победы, чтобы убедить жителей капиталистических стран в том, что с большевизмом можно бороться и можно его побеждать. Другие работники пропагандистской машины переводили эти выводы уже на современную почву. Особенно важно было убедить в этом население Европы – ведь ей надлежало стать не только ареной новой мировой войны, но и главной целью применения оружия массового поражения, причём с обеих сторон.

Справедливости ради, стоит отметить, что не все варгеймы идеологически ангажированы. Приведённые выше примеры – это крайние проявления. Однако проблема заключается в том, что большинство варгеймов всё-таки этим недугом поражена. Разница заключается только в степени: некоторые игры – больше, а некоторые – меньше. Другая проблема заключается в том, что, несмотря на окончание Холодной войны, данный набор штампов и по сей день кочует из игры в игру. Как следствие, больше всего от пропаганды в варгеймах пострадала наша страна. Мы уже упоминали, что в отличие от других стратегических игр, Россия и СССР весьма популярны в варгеймах, поскольку интерес к Восточному фронту велик со времён настольных игр. Однако зачастую это незаслуженно дурная слава, а это явно не то, к чему стоит стремиться. Ситуацию могли бы исправить отечественные варгеймы, однако их доля на рынке столь мала, что перебить этот мощный поток пропаганды им не удаётся.

Итак, мы рассмотрели характерные аспекты компьютерных варгеймов, и узнали, какие из них по-настоящему важны для игроков, а какие второстепенны. Однако наш рассказ об играх этого жанра был бы неполным, если бы мы не поговорили о людях, которые в эти игры играют.

Продолжение: особенности варгеймеров, ч.1

5 комментариев:

  1. Автор видимо переиграл в Red Alert. На самом деле, в большинстве военно-исторических игр разработчики всегда крайне деликатно и нейтрально подходят к любым политико-историческим вопросам. А уж если говорить о "тяжелых варгеймах", так и подавно. Там вообще, как правило, не бывает никаких клише, только боевые задачи и отсылы на исторические эвенты или исторических персонажей/подразделений. А вот данная статья, как раз и есть яркий пример политической ангажированности. В приличных изданиях о варгеймах "хороших и плохих" вообще не принято лишний раз обсуждать. Но некоторым, очевидно, очень неймется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью поддерживаю.

      Удалить
    2. плюсмнога. И в доказательство у автора лишь один скрин. :) Кстати, у Толкина, эльфы далеко не "хорошие", если читать помимо ВК еще и "Сильмариллион" и "Дети Хурина", а вообще параллель примитивная.

      Удалить
  2. Так и есть. Достаточно поиграть в SP или Flashpoint Operations. Даже ни разу не воевавшие юниты НАТО имеют опыт "ветеран", в то время как советы - новички и в лучшем случае regular. Обычная миссия выглядит как "остановить русскую орду парой танков".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Flashpoint Campaigns - это вообще эталон из палаты мер и весов. Кстати, заметка про неё уже готова и ждёт публикации.

      Удалить