30 июня 2016

Компьютерные варгеймы 02 - Определение

Начало здесь

ЧТО ТАКОЕ ВАРГЕЙМ КАК ЖАНР КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ?

Прежде всего необходимо разобраться в том, что же такое компьютерный варгейм и какого рода игры попадают в эту категорию. Вопрос этот не такой простой, как могло бы показаться на первый взгляд.

Определение (Что такое компьютерный варгейм?)

Компьютерный варгейм – это разновидность стратегической игры, в которой игровой процесс основан на моделировании боевых действий. Подобное определение является довольно обобщённым и недостаточно конкретным, однако дать более удачное определение не так-то просто, и на то есть несколько причин.

Не каждая стратегия про войну является варгеймом, но каждый варгейм является стратегией про войну

Во-первых, варгеймы настолько разнообразны, что выделить общие для них признаки весьма затруднительно. Военное дело отличается большой неоднородностью: тут тебе и разные исторические эпохи, и разные театры боевых действий, и разные виды сил и рода войск, и разные масштабы сражений. Соответственно, и игры получаются очень разноплановыми. К примеру, под “классическим” варгеймом обычно понимают нечто вроде шахматного этюда: реконструкцию исторического сражения, где целью игрока является выполнить поставленную задачу имеющимися в его распоряжении силами (сухопутными формированиями уровня батальона или полка) за определённое время. Набор войск менять нельзя, их начальное расположение тоже, создание новых формирований или развитие экономики отсутствуют, карта – гексагональная, система времени – пошаговая, графика – двухмерная. Описанный здесь случай является древним, распространённым и уважаемым видом варгеймов, но отнюдь не единственным. Любое из слагаемых в описанной формуле можно заменить на противоположное (например, отдельные битвы – на целые военные кампании, исторические сражения – на фантастические, армию – на флот, отсутствие экономики на строительство армии и промышленно-финансовое развитие, походовую систему – на реальное время, двухмерную графику – на трёхмерную, и т.п.), и всё равно это будет варгейм!

Подчинённых, которыми управляет игрок в стратегической игре, обычно называют юнитами (ударение на Ю), от английского unit – единица. Слово unit имеет множество значений. В военной терминологии это слово может переводиться по-разному. Первый вариант – воинское формирование, причём любое: от звена до группы армий. Второй – подразделение или воинская часть. Дело в том, что в странах НАТО под словом unit также понимаются формирования уровнем от роты (в некоторых источниках – батальона) до полка, что соответствует советскому подразделению (рота и батальон) или части (полк). Поэтому в серьёзном варгейме называть юнитами все формирования, находящиеся под командованием игрока, не совсем правильно. Однако учитывая, что такое название прижилось в стратегиях, в данной статье мы будем использовать именно его для обозначения подчинённых, которыми может командовать игрок.

Во-вторых, не существует в мире единой унифицированной классификации игровых жанров. Многие игры с трудом вписываются в какие-то определённые рамки, обладают признаками сразу нескольких жанров или находятся на их стыке, а потому определить, какой компонент в них весомее, бывает довольно трудно. С одной стороны, многие “обычные” стратегии посвящены боевым действиям, но не являются варгеймами. Варгеймами можно считать только те стратегии, в которых моделирование боевых действий отличается логичностью и реалистичностью (насколько это возможно). Можно даже сказать, что варгейм – это своеобразный статус, который присваивается стратегической игре, если она отличается серьёзностью и глубиной проработки. У ваших юнитов нет полоски здоровья, да и сами юниты – это не отдельные солдаты, а воинские формирования. Аналог их полоски здоровья – потери, которые зачастую измеряются в нижестоящих формированиях. От игрока в варгеймах не требуется высокая скорость реакции или хороший микроконтроль, предпочтение здесь отдаётся умению планировать операции и вносить коррективы в планы по мери их реализации. В варгеймах всё делается спокойно и не спеша.

С другой стороны, многие варгеймы моделируют не только военный аспект конфликта, но и затрагивают сопутствующие сферы: внешнюю и внутреннюю политику, производство, финансы и прочее. Как правило, в основе этих сфер лежит проблема ограниченности ресурсов. Очень хорошо этот вопрос освещён в играх от Adanac Command Studies (Frank Hunter), где удалось наглядно показать причины позиционного тупика Первой и Второй мировых войн. При этом сам тип ресурсов не важен: как правило, стратегические варгеймы используют реальные ресурсы (деньги, люди, боеприпасы, топливо, транспорт, промышленность), а тактические – более абстрактные (очки). Помимо экономики многие варгеймы содержат ролевые элементы, которые используются при моделировании человеческого фактора: навыков, опыта и приобретаемых умений ваших солдат и офицеров. Однако все эти элементы не делает варгейм экономическим симулятором или ролевой игрой. В варгеймах все сопутствующие сферы носят второстепенный по отношению к боевым действиям характер.

Вопрос о жанровой принадлежности той или иной игры, а также о том, относится та или иная игра к категории варгеймов, является зачастую дискуссионным. Поэтому мы изучим ситуацию с классификацией игровых жанров отдельно. Но перед этим немного конкретизируем данное ранее определение. Итак, компьютерный варгейм – это разновидность стратегической игры, в которой игровой процесс основан на моделировании боевых действий, которое отличается логичностью и реалистичностью, и носит приоритетный характер по отношению ко всем невоенным элементам; для игрового процесса характерен приоритет разработки операций над их исполнением, планирования над микроконтролем; под контролем игрока находятся воинские формирования, а не отдельные солдаты.

В силу разнообразия варгеймов даже такое определение не является исчерпывающим, а потому следует рассмотреть на примерах, какие игры принято относить к категории варгеймов, что у них общего и в чём их отличия от других игровых жанров. Изучение этого вопроса мы начнём с анализа тех жанров компьютерных игр, которые могут иметь черты, присущие варгеймам.


Продолжение: близкие жанры

2 комментария:

  1. И вот тут, я пожалуй готов поспорить. Я всё же считаю, что фантастическими варгеймы быть не могут, только историческими или околоисторическими, например гипотетические военные конфликты ближайшего будущего. Разгадка проста. Вооружениям и возможностям боевых подразделений фантастического будущего, или сказочной страны, мы можем приписывать какие угодно характеристики и вертеть ими как захотим. Ни о каком моделировании (а ведь моделирование, это один из признаков варгейма) речи идти не может, потому что мы никак не сможем смоделировать поведение "Laser Lightbeam Mark III K-14" против "Щит энергосиловой десантный, тип 6", или крылатой кавалерии эльфов против летучей вампирской пехоты, мы можем только нафантазировать, причём фантазия не будет ограничена вообще ничем.

    "причины позиционного тупика Первой и Второй мировых войн"

    Серьёзно?! Позиционный тупик во Второй Мировой?! В))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вопрос о фантастических варгеймах, безусловно, дискуссионный. Ваша точка зрения весьма популярна, однако я всё же считаю эти игры варгеймами хотя бы в силу исторических причин.

      Насчёт позиционного тупика во Второй Мировой я, возможно, не очень удачно выразился. Имелась в виду ситуация, когда войска, насыщенные танками, артиллерией и авиацией, долго не могут прорвать оборону противника. В Piercing Fortress Europa от Adanac это хорошо показано.

      Удалить