16 сентября 2017

SSG 36 - Battlefront - пользовательские сценарии - острова, Крестоносец, Сталинград, Прохоровка

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Пользовательские сценарии

Начиная с Battlefront, энтузиазм пользователей в создании сценариев начинает угасать. Число пользовательских сценариев для BF невелико, и ни для одного из них не был прописан искусственный интеллект. В связи с последним обстоятельством ни в один из этих сценариев я полноценно не сыграл, но ознакомился с картой местности и войсками сторон. В результате могу сделать вывод, что все сценарии отличаются большим размахом и интересными задумками, однако сказать, насколько хорошо они реализованы, я, к сожалению, не могу.

В BF сражение на островах служит обучающим сценарием.

Первый из сценариев – уже знакомая нам по BiI “островная кампания” – гипотетическое сражение между “красными” и “синими”. В BF этот сценарий был перенесён в двух вариантах: обучающий сценарий (продолжительностью в 5 ходов) и непосредственно сражение (60 ходов). По всей видимости, работа над сценарием не была доведена до конца. А жаль. Если бы удалось реализовать все нововведения игровой системы BF, то это могло бы сделать его одновременно более глубоким и более разнообразным. В BiI это абстрактное сражение показало себя неплохо: в нём сочетаются действия на суше и на море, а также морские и воздушные десанты, что позволяет провести сражение самыми разнообразными способами. Каждая из сторон обладает своими достоинствами, но при этом сражение хорошо сбалансировано.

Рельеф островов, в основном, довольно ровный.

Второй сценарий – последняя на сегодняшний день работа от Brubaker, одного из лучших авторов-любителей. Посвящён он операции “Крестоносец”. Исторически она проходила с 18 ноября по 30 декабря 1941 г., в игре – по 11 декабря. В ходе этой операции была снята осада с Тобрука, длившаяся с апреля.

Операции "Крестоносец" преследовала две основные цели: деблокировать Тобрук и окружить итало-немецкие войска к востоку от него.

Следующим крупным сражением в Северной Африке стала битва при Газале, о которой мы уже упоминали. Обе операции происходят почти в одной и той же местности. Различия заключаются в том, что действие “Крестоносца” разворачиваются, в основном, восточнее Тобрука, а Газалы – западнее него. Несмотря на это, автор не поленился и нарисовал полностью новую карту. Что касается ОШС, то у немцев и итальянцев войска практически те же, что и в Газале, а вот на стороне англичан, помимо индусов и южноафриканцев, воюют также новозеландцы и поляки из 1-й отдельной Карпатской стрелковой бригады, принимавшей участие в обороне Тобрука с августа 1941 г.

В этом сценарии перепады высот характерны, по большей части, для прибрежных районов.

Баланс сценария тоже напоминает Газалу: по численности стороны примерно равны, по качеству англичане превосходят итальянцев, но уступают немцам. Также у англичан имеется превосходство в воздухе, у них лучше налажено снабжение и восстановление войск. В силу этих причин немцы должны воевать осторожно и не нести напрасных потерь.

Конечной целью для обеих сторон является Тобрук: англичане должны деблокировать город, а немцы могут попытаться взять его штурмом. На пути англичан итало-немецкие войска выстроили сильную линию обороны к югу от Бардии, однако те не стали брать её штурмом, а обошли с запада через пустыню. Благодаря этому маневру англичане имеют возможность отрезать путь к отступлению всем нацистским войскам к востоку от Тобрука. Вопрос лишь в том, хватит ли у них сил для выполнения всех задач. Карта этого сценария настолько велика, что выстроить сколько-нибудь прочную линию обороны практически невозможно: противник её просто обойдёт. А это значит, что на первое место выходит не бой, а маневр: оба игрока должны уделять большое внимание разведке, чтобы находить слабые места в обороне противника и противодействовать возникающим угрозам.

План наступления англичан. Рисунок автора сценария Brubaker'а.

Каждая из сторон может рассчитывать на победу: немцы могут изматывать противника в обороне и наносить серьёзный урон контратаками, а англичане – активно маневрировать и упорно наступать, восполняя потери. В краткосрочном плане преимущество у немцев, в долгосрочном – у англичан. Победит та сторона, которая сможет в лучшей мере реализовать свои достоинства и не позволить противнику захватить инициативу.

Одному из эпизодов этой операции - сражению у Сиди-Резега 21-23 ноября 1941 г. - был посвящён сценарий из варгейма Rommel: Battles for North Africa из серии Battlefront, вышедшего в 1988 г. В ходе этого сражения англичане понесли тяжёлое поражение.

Следующий сценарий был создан Джоном Скетлером (John Schettler), автором и соавтором более десяти настольных варгеймов, большая часть из которых была опубликована Decision Games. Также он создавал сценарии для компьютерных варгеймов Campaign Series и The Operational Art of War от TalonSoft и некоторых других варгеймов.

Джон Скетлер создал немало сценариев для настольных и компьютерных варгеймов

В последние годы Скетлер известен также как автор фантастического цикла о приключениях во времени краснознамённого тяжёлого атомного ракетного крейсера Киров. В 2012-2017 гг. вышло 32 книги. Любителям книг про альтернативную историю и попаданцев они могут показаться интересными, всем остальным я бы их читать не советовал.

Киров находился в составе Северного флота с 1980 по 2002 г., однако последний раз в море выходил только в 1990 г.

Скетлер высоко оценивал игры от SSG, назвав Battlefront “лучшей игровой системой, когда-либо созданной для ПК”. По мнению Джона, BF “лучше всего подходит для моделирования сражений на уроне батальона или роты”, а потому является идеальным выбором для создания сценария, посвящённого городским боям в Сталинграде.

13 сентября 1942 г. начался первый штурм Сталинграда

Сталинградская битва длилась с 17 июня 1942 г. по 2 февраля 1943 г. Началась она в излучине Дона, примерно в 100 км к западу от города. 23 августа немцы подошли к Сталинграду вплотную, а 13 сентября начался его штурм, который продолжался вплоть до 19 ноября. В игре рассматриваются события, происходившие с 13 сентября по 1 ноября.

Данный сценарий представляет большой интерес благодаря оригинальному авторскому подходу. С помощью встроенного в игру редактора Скетлеру удалось создать свой собственный игровой баланс, отличавшийся от традиционного для SSG подхода. Для этого он в полной мере использовал нововведения, появившиеся в BF. Здесь широко используется стрельба в обороне и наступлении. По противнику могут стрелять не только танки, но и лёгкая артиллерия, пулемёты и даже обычная пехота. Задействованы в сценарии и другие средства наступления: артиллерийские и авиационные удары, специальные атаки.

Также автор активно прибегает к использованию закадровых зон. Они используются не только для подхода подкреплений, но и для маневра силами по карте путём вывода войск за карту и ввода их в другом месте. Некоторые из закадровых зон расположены на карте, что усиливает визуальное сходство сценария с игровым полем настольного варгейма.

Что касается сил и средств противостоящих сторон, то анализ ОШС советских и немецких войск вызывает некоторые сомнения в непредвзятом отношении автора или, по крайней мере, источников, из которых он черпали информацию о сражении. Однако окончательный вердикт можно вынести, только сыграв в этот сценарий, а потому было бы не совсем корректно критиковать его, предварительно не проверив.

Последний сценарий посвящён оборонительному этапу битвы на южном фасе Курской дуги, протекавшему с 4 по 17 июля 1943 г. В ходе этого этапа состоялось легендарное Прохоровское сражение. Следующим этапом битвы стало контрнаступление Красной Армии 17-23 июля, в ходе которого советские войска в основном вышли на рубежи, занимаемые в первый день сражения.

Положение сторон на вечер 4 июля 1943 г.

Впервые Курская битва в играх от SSG была рассмотрена в Panzer Battles – последнем варгейме из серии Battlefront, вышедшем в 1989 г. Там имелся сценарий, посвящённый сражению под Прохоровкой 12 июля, однако в нём было большое количество ошибок в ОШС.

Прохоровский сценарий из Panzer Battles 1989 г. отличался внушительным количеством ошибок в ОШС.

В следующий раз Курская дуга появилась в Korsun Pocket в виде пользовательского сценария, который затем был перенесён в BiN. Сценарий был посвящён всей битве целиком (северному и южному участкам), а один день здесь разбит на 4 хода.

В третий раз сражение было смоделировано в Battlefront. Эта версия сочетает некоторые особенности предыдущих двух: один день здесь длится 4 хода, а также здесь имеется огромное количество ошибок в ОШС войск.

Сценарий отличается непростым рельефом: естественные преграды (реки, высоты и лесные массивы) соседствуют с участками ровной степи.

Например, автор принял решение часть стрелковых соединений Красной Армии смоделировать не в форме юнитов, а в форме укреплений. По всей видимости, автор хотел сократить количество юнитов под командованием советского игрока и показать, что пехота, будучи выбитой с занимаемых позиций, полностью теряет боеготовность. Однако признать это хорошей идеей нельзя. Например, 52-я гвардейская стрелковая дивизия 5 июля занимала первый рубеж обороны, а 12 июля участвовала в контрударе под Прохоровкой.

Те же стрелковые дивизии, которые изображены в виде юнитов, зачастую расположены неверно. Например, 67-я гвардейская стрелковая дивизия в начале сражения находится на втором рубеже обороны в районе Лучек, а должна занимать первый рубеж в районе Черкасского. Кто же обороняет Черкасское в сценарии? Подразделения 1-й танковой армии, которые должны находиться в районе Ивни, Кирасовки и Обояни, т.е. на втором и третьем рубежах.

Имеются ошибки и другого рода. Например, неверно указано подчинение 2-ого и 10-ого танковых корпусов, 2-го и 5-го гвардейских танковых корпусов РККА. Или, например, немецкие пантеры, которые входили в состав бригады двухбатальонного состава, в сценарии включены в танковый полк дивизии Гроссдойчланд в виде трёх рот. Все эти элементарные вопросы указаны в любой работе, посвящённой сражению, а потому непонятно, почему автор допустил столько ошибок.

В остальном, сценарий производит неплохое впечатление, однако указанные досадные неточности не дают ему в полной мере раскрыть свой потенциал и не позволяют считать его исторически достоверным.

Продолжение: Kharkov: Disaster on the Donets, ч.1

Комментариев нет:

Отправить комментарий