13 марта 2017

SSG 17,5 - Korsun Pocket - пользовательские сценарии - Великие Луки

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Великие Луки

Сражение за Великие Луки (25 ноября 1942 г. – 20 января 1943 г.) – представляет большой интерес, а потому мы рассмотрим его поподробнее, несмотря на то, что ещё встретимся с ним в BiI. Поскольку сражение длилось почти 2 месяца, то автор сценария, Brubaker, разбил его на четыре отдельных эпизода, к каждому из которых был создан искусственный интеллект. При “переезде” на движок BiI эти эпизоды воссозданы не были, хотя при этом продолжительность основного сценария и была увеличена с 14 до 32 дней. По некоторым признакам, о которых чуть позже, можно предположить, что Brubaker в своей работе опирался на настольный варгейм Фрэнка Чедвика (Frank Chadwick) White Death, выпущенный в 1979 г. GDW, а также на компьютерный варгейм 1992 г. V for Victory: Velikiye Luki от Atomic Games.

Начало Великолукской наступательной операции.

Итак, эпизод номер один – это первые две недели советского наступления и окружение Великих Лук. Стоит отметить, что во всех эпизодах, за исключением одного, была замечена ошибка в хронологии, которая, кстати, перекочует и в версию этого сражения для BiI. Эта ошибка берёт начало в White Death, и повторяется в V for Victory: Velikiye Luki. В этих играх дата начала советского наступления была сдвинута на 10 дней назад, с 25 на 15 ноября. Эта нелепая оплошность порождает большую путаницу во всех перечисленных играх.

Варгеймы, посвящённые сражению за Великие Луки.

Второй эпизод – попытка советских авангардов захватить важный узел дорог Новосокольники – в нашей игре проходит с 22 по 26 ноября, в то время как в действительности данная фаза боёв за Новосокольники имела место с 28 ноября по 3 декабря 1943 г.

Наступление на Новосокольники.

Третий эпизод – одна из попыток немцев прорваться к окружённым и снять осаду. Судя по всему, здесь мы вновь сталкиваемся с ошибкой в датах, идущей со времён White Death. Временные рамки сценария – с 20 декабря по 2 января, однако анализ ОШС сторон, в особенности времени прибытия 205 и 331 немецких пд, позволяет предположить, что речь идёт об операции “Тотила”, протекавшей с 4 по 12 января. В её ходе немцы смогли приблизиться к городу на 4-5 км, но деблокировать окружённых им не удалось.

Контрнаступление немцев.

Наконец, четвёртый эпизод – это начало штурма города. Великие Луки были окружены 28 ноября 1943 г., а их штурм начался 13 декабря и длился до 17 января 1943 г. В игре представлено начало штурма, с 13 по 20 декабря. Здесь никаких хронологических ошибок нет.

Начало штурма Великих Лук.

Несмотря на перечисленные недочёты, сценарий представляет большой интерес. Во-первых, это выдающаяся операция. Зимой 1942/1943 гг. в Сталинграде и Великих Луках Красной Армии удалось то, чего не вышло зимой 1941/1942 гг. в Холме и Демянске: окружить группировку противника, отбить попытки деблокады и уничтожить окружённых. Во-вторых, сражение за Великие Луки имеет ряд общих черт с Корсунь-Шевченковской операцией и протекает по схожему сценарию: взлом передовых укреплений противника, прорыв в глубину обороны, окружение группировки противника, отражение деблокирующего контрудара и уничтожение окружённых. Отличием от событий января-февраля 1944 является меньший масштаб происходящего, более простой замысел операции (прорыв обороны в одном месте, а не в двух сразу), а также более благоприятные погодные условия. Я бы порекомендовал пройти этот сценарий перед тем, как браться за Корсунь-Шевченковскую операцию: на примере аналогичной операции меньшего размера можно получить ценный опыт сражения на окружение с одновременным ведением наступательных и оборонительных действий. Аналогичные выводы можно сделать и при игре за противостоящую сторону.

Продолжение: Across the Dnepr

Комментариев нет:

Отправить комментарий