20 февраля 2017

SSG 15 - Korsun Pocket - Корсунь-Шевченковская операция

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Корсунь-Шевченковская операция (24 января – 17 февраля 1944 г.)

Возможно, некоторые читатели, уже задавались вопросом: а имеет ли игра от SSG отношение к одноимённой легендарной настолке? Для тех, кто не в курсе, поясняю: в 1979 г. Джек Рэйди (Jack Radey), основатель фирмы People's War Games, выпустил варгейм, посвящённый Корсунь-Шевченковской операции под названием Korsun Pocket. В узких кругах любителей настольных варгеймов и Джек, и его фирма, и эта игра пользуются большим уважением. Так вот, компьютерная игра от SSG имеет к этой настолке самое прямое отношение: нет сомнений в том, что авторы брали её за образец и черпали в ней вдохновение. Более того, сам Рэйди принял участие в её разработке: его имя упомянуто в числе авторов игры в руководстве к ней. Он отвечал за исторические исследования. Интересно отметить, что это первый и последний случай, когда сторонний автор принимал участие в создании игры от SSG. В последующих играх ребята из Сиднея обходились собственными силами. В любом случае, участие такого авторитета в разработке игры является серьёзной заявкой на успех!

Положение на 25 января 1944 г.: на западе - 1-й Украинский фронт, на востоке - 2-й.

Джек Рэйди – автор и соавтор девяти настольных варгеймов, большая часть из которых посвящена различным операциям на советско-германском фронте. Помимо Корсунь-Шевченковской операции, Рэйди создал игры посвящённые боям в районе Кировограда, Киева, Новороссийска, Харькова, Ленинграда и даже Бородино в 1941 г. О некоторых из этих игр мы ещё поговорим в дальнейшем. Игры Джека отличаются взвешенным и объективным подходом к изложению событий, в отличие от многих других его коллег по цеху, безоговорочно принимающих на веру немецко- и англоязычные источники. Впрочем, военные игры – не единственное увлечение Джека Рэйди, он ещё и историк. В 2012 г. вышла его первая книга – The Defense of Moscow 1941: The Northern Flank, написанная в соавторстве с Чарльзом Шарпом (Charles Sharp) и посвящённая боям в районе Калинина в октябре 1941 г.

В работе над игрой принимал участие Джек Рейди, автор одноимённого настольного варгейма 1979 г.

Конечно, Korsun Pocket 2003 г. не является полной копией Korsun Pocket 1979 г. Между этими двумя играми есть множество различий. Самое заметное из них заключается в том, что в компьютерной игре основным юнитом под командованием игрока является полк, а в настольной – батальон. Это положительно повлияло на игровой процесс, сделав его менее трудозатратным. Любопытно отметить, что масштаб настольной игры был сохранён в другой компьютерной игре, посвящённой Корсунь-Шевченковской операции и вышедшей годом ранее, в 2002 г. Речь идёт о Panzer Campaigns: Korsun '44 от Джона Тиллера, и на её примере хорошо видно, что батальонный уровень – не самое лучшее решение для варгеймов такого масштаба.

Стоит также отметить, что Korsun Pocket стала не первой игрой от SSG, где рассматривалась Корсунь-Шевченковская операция. Впервые это сражение было рассмотрено в варгейме Panzer Battles из серии Battlefront, вышедшем в 1989 г. Поскольку эти серия была выполнена в меньшем масштабе (под командованием игрока находятся 3-4 дивизии), то и сценарий был посвящён не всей операции, а её отдельному эпизоду. Несмотря на неточности в ОШС, данный сценарий представляет определённый интерес благодаря оригинальной игровой системе серии Battlefront.

Залог успешного варгейма – сбалансированные сценарии. Это означает, что каждая из сторон имеет шансы на победу, а успех определяется, в первую очередь, способностью игрока разработать план сражения и вносить в него своевременные коррективы. В этой связи выбранная для игры операция является ярким примером такого сражения. В мануале авторы игры опровергают расхожее убеждение, что победа в этом, да и многих других сражениях была обусловлена наличием у СССР бесконечных человеческих ресурсов, позволяющим бросать людей в бой, не считаясь с потерями. Напротив, говорят они, силы сторон были примерно равны, а успех был достигнут, в первую очередь, благодаря полководческому искусству командиров РККА. Давайте рассмотрим этот сценарий подробнее с точки зрения советской стороны.

Итак, январь 1944 г. В результате предыдущих боёв позиции немецких войск в районе Черкасс установились в форме выступа между 1-м и 2-м Украинскими фронтами, находящимися с запада и востока соответственно. Ставкой было решено этот выступ срезать, а немецкие войска – окружить. Реализацией этого плана мы и будет заниматься в игре.

Под нашим командованием войска двух фронтов. Это несколько армий, состоящих из десятков дивизий и сотен полков. Силы немцев, которые мы тоже можем посмотреть во вкладке ОШС, выглядят скромнее, но на самом деле в их дивизиях на 1 полк больше, а в большинстве советских полков наблюдается некомплект личного состава, являющийся следствием предыдущих тяжёлых боёв. Поэтому в пересчёте на батальоны (steps) силы сторон практически равны. В начале сражения у РККА есть 5 танковых и механизированных корпусов (аналоги дивизии), потом подойдут ещё 2. Также у 2-го УФ есть в 5 гв кк, состоящий из 3 кав. дивизий. У немцев в начале сражения есть 4 танковые дивизии, потом подойдут ещё 6. Подвижные соединения у обеих сторон также не в полной комплекции. Пожалуй, единственный перевес на стороне РККА – это артиллерия. Советские войска имеют много подвижных “катюш”, а также дальнобойную ствольную артиллерию.

Игра начинается 25 января с наступления 2-ого УФ.

Начнут операцию войска 2-го Украинского фронта, на следующий день к ним присоединятся войска 1-го Украинского фронта. Кроме того, несколько первых ходов немецкие войска будут "удивлены" (surprised). Это значит, что практически все немецкие войска будут стоять на месте, и им нельзя будет отдавать приказы. Исключение составляют только те формирования, к которым войска РККА приблизились на 2 гекса. Так во всех играх от SSG моделируется неразбериха и инертность, которая всегда царит среди обороняющихся в первые дни наступления. Через несколько ходов немецкие войска “проснутся” и начнут оказывать осмысленное сопротивление.

26 января в наступление переходят войска 1-ого УФ.

Начиная с этого момента, сражение может пойти в любом ключе. Исторического результата вы можете и не добиться. Войска 2-го Украинского фронта будут наступать со всей возможной скоростью, стремясь прорваться к Шполе и Звенигородке. В 1944 г. немцы получили приказы держать позиции до последнего. В игре же лучшей стратегией для них на правом фланге будет отводить войска с рубежа на рубеж в ожидании подхода подкреплений. В 1944 году в полосе 1-го Украинского фронта удалось относительно быстро прорвать немецкую оборону. В игре же на это, как правило, уходит гораздо больше времени, а иногда и не удаётся вовсе.

Примерно через неделю после начала операции сильно потеплеет, пойдут дожди и дороги развязнут, крупные реки станут непреодолимым препятствием для движения войск и припасов. Темпы продвижения войск упадут в разы, а радиус снабжения грузовиков уменьшится. Если советский игрок был беспечен и не просматривал метеосводки, то погода может создать настоящий кризис в войсках. В наибольшей опасности окажутся подвижные соединения: танковые и механизированные части, которые имеют привычку наступать далеко впереди основной массы пехотных войск. Они могут остаться без припасов, их могут окружить и уничтожить. Надеюсь, вы не форсировали реки вброд, не захватив предварительно мосты? Если же советский игрок наступал осторожно, не отрываясь далеко от снабженцев, то можно попытаться использовать распутицу в свою пользу: немцы страдают от плохих дорог в не меньшей степени. С другой стороны, слишком осторожное наступление позволит немцам выстроить оборону на удобных рубежах, что в будущем осложнит нам жизнь. Через некоторое время похолодает и дороги схватятся. Но потом опять наступит распутица, вслед за ней – опять похолодает. Это если играть с исторической погодой. Со случайной погодой всё может быть по-другому.

1 февраля 1944 г.: первая попытка немцев по деблокированию окружённой группировки.

Детально предусмотреть дальнейшее развитие событий невозможно, слишком много факторов, оказывающих влияние на обстановку, главный из которых – противник. Через некоторое время к немцам начнут поступать подкрепления, и количество их танков станет сопоставимо с вашим. Если вы захватили много ключевых локаций, то будьте готовы, что к немцам придут дополнительно 2-3 дивизии, которые будут вам постоянно мешать. Также нелишним будет заметить, что 2-й Украинский фронт имеет постоянную угрозу с юга в лице немецкой группировки, расположенной за рекой Большая Высь в районе Новомиргорода. Наличие этих сил вынуждает держать там заслон и опасаться за свой левый фланг. Можно, конечно, попытаться эти войска противника уничтожить, но тогда, скорее всего, не хватит сил и времени на Корсунскую группировку немцев.

Таким образом, это будет непростое сражение. Красной Армии нужно одновременно наступать и обороняться по всем направлениям, уничтожать противника и занимать территорию. В начале сражения инициатива принадлежит РККА, но подошедший немецкий 3 танковый корпус способен за неё побороться.

Однако и для немцев это сражение тоже не будет простым. Сначала необходимо отступать: не слишком быстро, чтобы дождаться подкрепления, и не слишком медленно, чтобы не попасть в окружение. С подходом резервов надо попытаться выровнять линию фронта и перехватить инициативу.

10 февраля началась вторая попытка деблокады и выхода немцев из окружения...

... одному из эпизодов которой - обороне Лысянки 10-14 февраля - был посвящён сценарий варгейма Panzer Battles, выпущенного SSG в 1989 г.

Также существует возможность сыграть не всю операцию целиком, а по частям, на разных этапах сражения. Возможные сценарии: борьба в полосе 1-го и 2-го Украинских фронтов, ликвидация окружённой под Корсунем группировки немцев, немецкая попытка деблокады кольца окружения в районе Лысянки. Наличие таких сценариев является большим плюсом, поскольку позволяет решать возникающие задачи при отличном от первоначального соотношении сил. Также имеется один неисторический сценарий, позволяющий потренироваться в руководстве войсками.

В этом небольшом сценарии можно поупражняться в различных приёмах командования пехотой и подвижными соединениями.

Продолжение: Korsun Pocket - Арденнская операция

Комментариев нет:

Отправить комментарий