07 сентября 2016

Компьютерные варгеймы 11 - История варгеймов, ч.1 - настольные от шахмат до SPI

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

КРАТЧАЙШАЯ ИСТОРИЯ ЖАНРА КОМПЬЮТЕРНЫХ ВАРГЕЙМОВ

Теперь, зная, что такое компьютерный варгейм и каковы его основные признаки, и что за люди в него играют, давайте посмотрим, как развивался этот жанр: с чего он начинал и к чему пришёл. Изучение истории жанра в статье перекликается с анализом рынка компьютерных варгеймов. Это довольно удобный формат для того, чтобы свести в одну систему разнообразные аспекты данного вопроса: спрос со стороны игроков (для этого также составлен портрет потребителя) и предложение со стороны разработчиков и издателей (сами игры и их ключевые особенности как продукта). Также отдельно разобрана ситуация с варгеймами в странах бывшего СССР. Поскольку учесть в одной статье всё многообразие варгеймов невозможно, то получившийся анализ является не просто краткой, но кратчайшей историей жанра, чем-то вроде ликбеза, минимально необходимого набора знаний для тех, кто хотел бы ориентироваться в этом вопросе. Разумеется, что статья носит субъективный характер, и в ней упомянуты лишь некоторые из тех игр, которые, на мой взгляд, оставили заметный след в истории жанра. Перечислить их все не представляется возможным.

Докомпьютерные времена

И начнём мы рассказ с настольных военных игр. Без их упоминания наш рассказ был бы неполным, ведь это предки компьютерных варгеймов. Даже беглый взгляд на них поможет лучше понять историю рассматриваемого жанра.

Итак, с чего начинается история военных игр? Прообразом современных варгеймов являются настольные игры древности, появившиеся около 5 тысяч лет назад. Многие из них дошли и до наших дней – это шахматы, шашки, го и многие другие. Конечно, это не военные игры в современном их понимании: цель этих игр не столько в том, чтобы смоделировать боевые действия, а в том, чтобы научить игрока планировать свои действия на несколько ходов вперёд. Тем не менее, влияние этих игр на рассматриваемый жанр очевидно.

Сенет, нарды и го считаются наиболее древними из известных нам старинных настольных игр

Первые упоминания о варгеймах более-менее современного типа относятся к концу XVIII – началу XIX вв. Тогда в немецких государствах, в первую очередь Пруссии, появились настольные игры стратегического характера, используемые в сугубо утилитарных целях: для штабных тренировок офицерского состава. Самой известной игрой того периода является Kriegsspiel (произносится “кригшпиль”, переводится – “военная игра”), созданная в 1812 г. офицером прусской армии Георгом фон Рассевицем (Georg von Reiswitz).

Кригшпиль первоначально был не столько игрой, сколько тренажёром для офицеров

Первым варгеймом для гражданского населения считается The Naval War Game (морская военная игра), созданная в 1898 г. англичанином Фредом Джейном (Fred Jane), более известным благодаря своим справочникам по боевым кораблям мира. Кстати, сейчас основанное Джейном издательство Jane’s Information Group выпускает справочники и периодику практически по всем сферам военной деятельности и считается весьма авторитетным. Также под маркой Jane’s было выпущено немало компьютерных игр, наиболее реалистичные из которых были разработаны совместно со студией Sonalysts Combat Simulations: это варгейм – Jane's Fleet Command (1999) и подводный симулятор 688(I) Hunter/Killer (1999).

Морскую военную игру Джейна следует рассматривать как приложение к его справочникам и инструмент проверки выдвигаемых в его книгах гипотез о будущем военного флота

Следующим этапом развития варгеймов принято считать публикацию книг писателя Герберта Уэльса (Herbert George Wells) “Напольные игры” (Floor Games, 1911) и “Маленькие войны” (Little Wars, 1913), в которых он предложил играть обычными игрушечными солдатиками по особым правилам. Так зародился первый тип варгеймов – с миниатюрами. Сегодня наиболее известным представителем этого направления является Warhammer.

Герберт Уэльс не только написал "Войну миров", но и придумал способ поиграть в солдатиков "по-взрослому"

С момента своего появления варгеймы заняли нишу хобби не для всех, а для весьма ограниченного круга любителей. Постепенно они приобретали известность, но массовую популярность они приобрели только после Второй Мировой войны. Связано это было с деятельностью энтузиастов данного хобби, в первую очередь американца Джека Скраби (Jack Scruby) и англичанина Дональда Фезерстоуна (Donald Featherstone). Первый из них начал в 1955 г. выпуск миниатюр из сплавов металлов, а также из вулканизированной резины, что позволило существенно снизить стоимость моделей. Второй написал более 40 книг по варгеймам и военной истории. Оба они также издавали периодические издания на варгеймерскую тематику, организовывали конференции и чемпионаты – в общем, сделали многое для объединения и общения людей, интересующихся военными играми.

Скраби (слева) и Фезерстоун (справа) многое сделали для популяризации варгеймов после Второй Мировой
Следующей вехой в истории жанра является деятельность американца Чарльза Робертса (Charles Roberts). В 1952 г. Робертс совершил настоящую революцию в жанре, создав настольную военную игру Tactics, которая стала первым варгеймом нового типа – фишечного (hex-and-counter), то есть такого, в который играют не миниатюрами, а фишками (counter). Фишки – это обычно небольшие квадратики из более-менее плотной бумаги, которые изображают не отдельных солдат, а целые воинские формирования. Фишки располагаются на большом бумажном поле, разбитом на гексагоны (или квадраты, как в Tactics и других ранних варгеймах этого типа). Такие варгеймы были дешевле, проще и обладали некоторой универсальностью, то есть позволяли моделировать конфликты различного уровня и эпох при незначительных, в отличие от варгеймов с миниатюрами, изменениях игрового набора. В 1954 г. Робертс основал компанию Avalon Hill. Эта компания стала первым гигантом зарождающегося рынка и за годы своего существования выпустила не одну сотню игр. Компания Робертса придала военным играм их нынешний вид, введя в оборот многие игровые концепции, без которых современный варгейм немыслим: гексагональное поле, таблицу результатов боя (combat results table – CRT), исторические сценарии и многие другие. В 1964 г. Avalon Hill начал выпуск собственного журнала The General (1964–1998), в котором публиковались статьи на игровую и историческую тематику.

Чарльз Робертс, его первая игра, а также обложки первого и последнего номеров журнала The General

Несмотря на все достижения Avalon Hill, был у компании и недостаток: за год они выпускали один-два варгейма. Сделано это было сознательно, чтобы продукты компании не конкурировали между собой, однако это приводило к значительному превышению спроса над предложением. Немного исправляли ситуацию варгеймерские журналы, число которых постепенно росло. Но лишь немногим из них удалось оставить след в истории варгеймов. К числу таких журналов можно отнести Strategy & Tactics, основанный в 1967 г. Крисом Вагнером (Chris Wagner). Этот журнал, как и многие другие, появился как альтернатива The General и приобрёл некоторую популярность, однако к 1969 г. оказался в затруднительном финансовом положении. Тогда Джим Данниган (Jim Dunnigan) выкупил права на журнал (за 1 доллар) и стал выпускать его силами собственного издательства Poultron Press, которое позже было переименовано в Simulations Publications, Inc. (SPI, 1969-1982). Однако Джим был не только владельцем издательства, но и дизайнером варгеймов: к тому времени он уже создал несколько игр для Avalon Hill, включая одну из наиболее успешных игр компании – первый в истории варгейм тактического уровня PanzerBlitz (1970), разошедшийся тиражом более 300 тысяч экземпляров. Данниган по праву считается одним из наиболее талантливых авторов настольных варгеймов, рекордсменом не только по числу созданных игр, но и по количеству изобретённых игровых концепций. Первый же выпуск Strategy & Tactics под редакцией Даннигана содержал в себе варгейм. С тех пор каждый выпуск этого журнала включал в себя новую игру. В результате, Simulations Publications стала одним из наиболее плодовитых издателей варгеймов, оставив позади Avalon Hill. Это вкупе с успешной рекламной компанией, а также высоким качеством варгеймов и новыми смелыми идеями привело к тому, что популярность журнала Strategy & Tactics, а вместе с ним и фирмы SPI взлетела до небес. Со временем SPI приобрела культовый статус, а споры о том, чьи варгеймы лучше – от Avalon Hill или от Simulations Publications – не утихают и по сей день.

Крис Вагнер (сидит спиной к камере в очках), Джим Данниган, Crete - первая игра Даннигана в журнале Strategy & Tactics, обложки первого и последнего на сегодняшний день номеров журнала S&T

Продолжение: история варгеймов, ч.2

Комментариев нет:

Отправить комментарий