31 марта 2018

SSG 45 - Across the Dnepr: Second Edition, ч.2

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Что касается советского игрока, то на него начало сценария производит удручающее впечатление: полностью уничтожена 4-я армия, разбит 7-й мехкорпус, потерян Витебск. И это только первый ход! А ведь следующие ходы будут только сложнее. Тем не менее продержаться отведённое время (почти 3 недели) Красной Армии вполне по силам. Для этого нужно хорошо изучить свои войска и понимать, какие задачи они выполняют. Если провести разбор ОШС, то можно разделить советские соединения по родам войск на пехоту и подвижные войска. Пехота, в свою очередь, делится на первый и второй эшелон. Рассмотрим эти группы подробнее.

Начало сценария не радует: потерян удобный для обороны город, уничтожена целая армия.

Первый эшелон обороны советского игрока состоит из семи армий. Пять из них (22А, 20А, 13А, 4А, 21А) вступят в соприкосновение с противником уже на первом ходу, остальные две (19А, 16А) расположены в ближайшем тылу. Эти войска довольно сильны: максимальная численность стрелковых полков составляет 4 steps, многие стрелковые дивизии имеют подразделения усиления: дальнобойную артиллерию, ПТО, ПВО, разведку и даже танки.

Задача первого эшелона – выиграть как можно больше времени на подготовку второго эшелона к обороне. Чем лучше будет обороняться первый эшелон, тем больше будет времени у второго на усиление, и тем проще будет во второй половине сценария. Необходимо замедлить темпы наступления противника, удерживая выгодные для обороны рубежи как можно дольше. При этом важно сохранить армию, вовремя начав отступление на соединение со вторым эшелоном. При этом важно сохранить армию, не допуская напрасных потерь. Заработав много очков победы ценой напрасных потерь в первом эшелоне, игрок рискует ощутить нехватку войск во второй половине сценария.

Во второй эшелон входят восемь армий, которые также расположены в несколько линий. В первую, самую западную, входят 30А, 31А, 29А, 24А и 28А. Во вторую – 33А и 32А, состоящие из дивизий народного ополчения. В третью, самую восточную – 43А. Войска второго эшелона заметно слабее первого. Большинство стрелковых дивизий, например, не имеет средств усиления, а многие полки состоят из 3 steps. В одиночку держать фронт продолжительное время такие полки не могут. Ещё меньшими возможностями обладают дивизии народного ополчения. В силу неопытности их можно использовать только в паре с регулярными войсками и только на второстепенных направлениях. Если же ситуация не критическая, то лучше и вовсе не выставлять их на передовую.

В начале сценария армии второго эшелона невозможно направить на фронт, они будут “разблокированы” в середине сценария или в случае захвата немцами некоторых ключевых точек – смотря, что наступит раньше. Игрок должен воспользоваться этим временем, чтобы довести численность этих войск до максимума. Делать это следует при помощи процедуры тылового обеспечения (refit), которая позволит довести численность второго эшелона до 90% к середине сценария, не тратя на это дефицитные пополнения. Последние следует направлять только в первый эшелон и только на наиболее угрожаемые участки. Это один из важнейших элементов сценария: в войсках острейшая нехватка людей, и на всех пополнений не хватит – постоянно приходится принимать непростые решения.

Однако одной обороной добиться победы невозможно. С самого начала советский игрок должен бороться за инициативу, что возможно только при помощи активных наступательных действий. Благо, инструменты для этого у Красной Армии есть: это подвижные соединения – танковые корпуса и кавалерийские группы. Эти войска – оружие в первую очередь психологическое. Их задача – заставить противника продвигаться осторожно, а значит медленно. Немцы должны бояться идти на риск, считаясь с угрозой контрудара по своим войскам. Это вынудит противника выделять силы для обороны передовых отрядов, что приведёт к снижению темпов наступления.

Значение подвижного резерва для Красной Армии трудно переоценить. Пока они существуют, борьба за инициативу не закончена, если они потеряны – возможность хотя бы эпизодически навязывать свою волю противнику будет утрачена. Поэтому их сохранение является важнейшей задачей для советского игрока. Здесь уместно привести цитату из диспозиции М.И.Кутузова на Бородинское сражение: “Резервы должны быть оберегаемы сколь можно долее, ибо тот генерал, который сохранит ещё резерв, не побеждён”.

Теперь рассмотрим конкретные примеры для каждого из родов войск. Основная тяжесть оборонительных боёв ляжет сначала на первый, а затем на второй эшелоны Красной Армии. В сценарии можно выделить три типа местности,  каждый из которых нужно оборонять по-своему.

Первый из них – рубеж полноводной реки. Этот тип местности даёт хороший бонус к защите и не позволяет немецким танкам переправиться на другой берег без мостов или понтонов. Таких выгодных рубежей в сценарии всего два: по Двине к западу от Витебска и по Днепру к югу от Орши, однако организовать прочную оборону можно только на одном из них.

Дело в том, что по Двине обороняется всего одна армия (22А), у которой недостаточно сил даже для создания непрерывного рубежа, не говоря уже о выделении резерва. Кроме того 22-я армия должна одновременно выполнять несколько задач: прикрывать Витебск с севера, оборонять Невель как можно дольше и при этом сохранить силы для обороны на втором рубеже в районе Велижа.

А вот по берегу Днепра вполне реально задержать немецкие танки до подхода пехотных дивизий, но только при условии, что каждый мост взорван. Здесь достаточно войск, чтобы выстроить непрерывную линию и укрепить её в ключевых местах. Единственная проблема этого участка – здесь невозможно создать полноценный резерв: пехоты еле-еле хватает на оборону, а подвижных соединений здесь мало.

Пример обороны по Днепру к югу от Могилёва. Как видно, резервов нет.

Второй тип – это оборона крупного города со складом. Таких городов в сценарии пять – Невель, Витебск, Орша, Могилёв и Смоленск, – и все они являются ключевыми точками, за удержание которых начисляются очки победы. Радиус действия складов ограничен – фактически, они снабжают только ключевую точку. Соответственно, больше одной дивизии на город оставлять не имеет смысла. Также имейте в виду, что склады не позволяют войскам получать пополнения. Следовательно, оборонять города должны полнокровные дивизии, имеющие пополнения за счёт внутренних резервов. Желательно, чтобы они имели дополнительную жизнь – поскольку вероятность пленения в городе минимальная, эти войска “возродятся” в районе Смоленска после неизбежного окончания осады.

Также желательно использовать опытные и “политические” войска – одного юнита на город будет достаточно. Первые не позволят противнику получить лишний сдвиг, а вторые не дадут отступать вашим войскам. “Политических” юнитов в Красной Армии всего три. Один из них стоит сохранить для Смоленска, второй можно направить в Оршу, а третий – по обстоятельствам. А вот танки, ПТО или ПВО направлять в города не стоит – города сами по себе дают хороший противотанковый и зенитный бонусы.

В каждом городе необходимо построить укрепления, а в Смоленске нужно создать оборонительный периметр или даже два. Не менее важно оборонять предполье или хотя бы прикрыть его арьергардами – это выиграет вам, как минимум, один ход. Если есть возможность, следует проводить ротацию после отбитых штурмов, заменяя гарнизоны свежими войсками. При удачном стечении обстоятельств оборонять ключевые города первой линии таким образом можно до десяти ходов.

Могилёв полностью окружён, но сможет продержаться ещё несколько ходов.

Все остальные типы местности (а это более 90% территории сценария) можно считать неблагоприятными для обороны. В эту категорию попадает более 90% территории сценария, по которой проходят все основные транспортные магистрали. Чтобы перекрыть противнику наиболее удобные маршруты передвижения основной массе ваших войск придётся обороняться на открытой местности. Удерживать эти позиции будет очень сложно: в чистом поле немцы могут применять свою специальную атаку, дающую им ещё большее преимущество в бою. Однако наибольшую опасность представляет высокая подвижность противника: немцы способны просочиться в брешь даже в один гекс шириной, что даёт им дополнительные преимущества в бою и грозит окружением.

По этой причине оборона Красной Армии должна строиться в виде сплошной линии без разрывов. Ввиду большой протяжённости фронта это не всегда возможно, а потому старайтесь чтобы разрывы приходились на пересечённую местность – леса, болота или хотя бы реки. Если укрепить центр линии, то противник будет вынужден либо атаковать в лоб на ваших условиях, либо тратить дополнительные очки хода на обход с фланга. Также старайтесь свести к минимуму число углов, обращённых к противнику, и всегда усиливайте их дополнительными войсками. Не забывайте, что в каждом гексе оборонительной линии должен находиться хотя бы один окопанный юнит, не обязательно боевой, достаточно и артиллерии. На ключевых направлениях необходимо выставлять арьергарды, минные поля или вызывать авиацию. Каждый мост должен быть взорван – любое лишнее очко движения, потраченное немцами, означает выигрыш во времени. Следите за тем, чтобы ваши войска всегда получали снабжение и своевременно перемещайте штабы. Потрёпанные юниты отводите в тыл, а на передовую направляйте пополнения, следя за тем, чтобы линия обороны была равномерно сильной на всём протяжении.

Впрочем, даже самая продуманная оборона не даёт абсолютной защиты, которую немцы не смогли бы при желании преодолеть. В любой момент они могут сгруппировать в нужном месте такое количество войск, которого хватит на прорыв любой оборонительной линии. Даже если ваша линия продержится один ход, на второй немцы её всё равно преодолеют. Как следствие, почти каждый ход советскому игроку придётся выстраивать новую линию обороны, а войска будут нести потери в ходе боёв. Рано или поздно возможности первого эшелона к обороне будут исчерпаны, и тогда придётся отступать для соединения со вторым эшелоном. Здесь очень важно правильно выбрать время, а для этого нужно не только активно вести разведку и тщательно контролировать состояние своих войск и войск противника, но и обладать немалым опытом или интуицией.

Отступать придётся с боями, поскольку высокая подвижность противника не позволит оторваться от преследования. По этой причине необходимо занимать выгодные рубежи, но при этом стараться отступать как можно меньше. Щедро даря противнику территорию, вы рискуете обнаружить, что рубеж, казавшийся непреодолимым, был прорван, а до восточного края карты осталось рукой подать. Это будет сложный маневр, провести который с минимальным риском может очень небольшая часть первого эшелона – войска, расположенные на флангах, через закадровые зоны.

Одновременно с этим необходимо тщательно спланировать маршрут выдвижения на передовую второго эшелона. Необходимо заранее выбрать рубежи обороны, а также дороги, по которым будут передвигаться войска. Не забудьте развернуть ПВО на наиболее оживлённых трассах, особенно к востоку от Смоленска, так как вражеская авиация запросто может задержать перемещения войск на 2-3 хода.

Что касается танков, то их использовать в обороне нельзя. Они, конечно, сильнее пехоты, но предотвратить прорыв всё равно не смогут, только понесут напрасные потери. В силу меньшего числа пополнений танки очень чувствительны к потерям, а потому их необходимо регулярно отводить в тыл на пополнение (например, 7-й мехкорпус на первом ходу сценария). Обратите внимание, что у танковых юнитов при увеличении численности с 3 до 4 steps показатели атаки вырастают на 50%, однако на всех пополнений не хватит. Имеет смысл доводить до максимума только бригады, вооружённые Т-26. В этом сценарии они по всем показателям превосходят БТ-5 и БТ-7, не уступая им в скорости. Имеются у РККА и более современные образцы техники, но их очень мало – три батальона Т-34 и один полк КВ.

Выдвигать резервы на передовую можно только для нанесения контрудара. Для этого они должны располагаться недалеко от линии фронта и иметь достаточно ОХ, чтобы вернуться на исходную позицию. Если атака имеет высокий шанс на overrun, то к ней можно подключить пехоту – это не нанесёт ущерб обороне, поскольку пехота сможет заново окопаться. Имеет смысл использовать пехоту численностью в 4 steps – это позволит снизить потери в танках.

Основной целью советских контрударов станут немецкие юниты численностью в 1-2 steps. Целью номер один являются штабы, однако противник редко подставляет их под удар. Гораздо чаще получается уничтожить артиллерию. Из боевых юнитов обычно удаётся нападать на разведку, сапёров и танки. Все эти юниты, за исключением штабов и танков, не имеют дополнительной жизни и их уничтожение станет окончательным. Разведка, к тому же, даёт противнику хороший бонус к обзору, а потому имеет смысл сосредоточить на ней усилия, чтобы к концу сценария оставить противника без ценной информации. Что касается пехоты, то она имеет 3-4 steps и дополнительную жизнь, и уничтожить её удаётся не часто. Зато и “стоит” она в два раза дороже – как штаб.

Особняком стоит кавалерия. Это исключительно наступательный род войск: в обороне она слабее пехоты, зато в атаке лишь немного уступает танкам. Однако главная сила кавалерии не в этом. Её главное преимущество – огромная скорость и высокая проходимость. Кавалерия также обладает бонусом к разведке, имеет дополнительную жизнь и внутренние резервы для восстановления потерь. Более того, кавалерийские группы не ограничены полосой проведения операции и могут действовать на любом участке карты. Их штабы не имеют штрафов за перемещение и быстро восстанавливают потери.

Существует два основных способа применения кавалерии в этом сценарии. Первый – аналогично танкам, то есть для контрударов. Высокая подвижность позволит кавалеристам участвовать более чем в одной контратаке за ход. Окружая противника со всех сторон, они улучшают соотношение сил, увеличивают вероятность overrun’а и отрезают немцам путь к отступлению. Перед отходом в тыл они могут оставить арьергарды или взорвать мосты.

Второй способ намного более рискованный. Обладая большим количеством снабжения, кавалерия может совершать рейды в тыл противника, уничтожая небоевые или восстанавливающиеся юниты и перерезая линии коммуникаций. Однако полностью лишить противника снабжения вам вряд ли удастся, даже несмотря на то что все юниты в этом сценарии имеет шанс на потерю канистр в окружении. У немецких юнитов немало резервных канистр, а деблокирующий удар не заставит себя ждать. Гораздо важнее то, что противник будет вынужден выделить силы на ликвидацию угрозы и ослабить напор на направлении главного удара. Обезопасить ваших диверсантов можно, создавая своеобразные партизанские края, однако лучшей защитой будет всё-таки скорость. Отправлять кавалерию в рейды следует только в случае серьёзной опасности – кавалерия слишком ценна, чтобы рисковать ею без серьёзного повода.

Пример "партизанского края". Гарантией абсолютной безопасности не является.

Как видно, для советского игрока это очень тяжёлый сценарий, даже психологически. Каждый ход ему приходится терять войска, отступать под натиском противника и заново выстраивать систему обороны. Он не может полностью остановить немецкое наступление в этом сценарии, однако может рассчитывать на победу по очкам, если упорной борьбой и болезненными контрударами он не позволит противнику выйти на оперативный простор, заставляя его раз за разом прорывать линию обороны. При этом к концу сценария будет потеряно не менее половины территории, первый эшелон будет почти полностью разбит, а второй понесёт тяжёлые потери. При игре с компьютером соотношение потерь составляет примерно триста потерянных советских юнитов против ста немецких. В пересчёте на steps соотношение потерь будет ещё хуже: пять-семь к одному в пользу противника.

С военной точки зрения главной причиной тяжелейшего для нашей страны начала войны стало отставание в мобилизации. Немецкая армия была полностью развёрнута и сосредоточена на границе, в то время как Красная Армия была укомплектована по штатам мирного времени. Незадолго до начала войны была проведена скрытая мобилизация под видом Больших учебных сборов, но она не могла решить проблемы с нехваткой личного состава и матчасти (в первую очередь, транспорта), которая особо остро ощущалась в войсках первого стратегического эшелона. Кроме того, первоначальный успех немцев объясняется не только вероломством, но и передовой для своего времени военной доктриной, взаимодействием родов войск и накопленным боевым опытом. В то же время Красная Армия не смогла в полной мере реализовать свой потенциал в том числе и за счёт неоптимальной ОШС, особенно в танковых войсках. Чтобы выучить приёмы противника и выработать адекватные меры противодействия, пришлось заплатить высокую цену.

В силу этих причин в ходе приграничных сражений первый стратегический эшелон понёс большие потери. Однако героическое сопротивление красноармейцев с самого первого дня войны заложило фундамент будущих побед, позволив выиграть время для развёртывания второго эшелона, параллельно с которым началось формирование третьего. По стратегическим причинам Германия не могла выиграть затяжную войну, а потому делала ставку на блицкриг. Однако молниеносной война может быть только на ограниченной территории и только против слабого или деморализованного противника. В противном случае она превращается в авантюру, за которую приходится дорого расплачиваться. С этой точки зрения, немцы проиграли войну в тот самый день, когда утвердили директиву 21. Однако в 1941 году этого ещё никто не знал. Только благодаря бесчисленным подвигам советских людей на фронте и в тылу нашей стране удалось одержать победу над сильным врагом.

Можно ли было предотвратить катастрофу, проведя мобилизацию заранее? Поразмышляем на эту тему. С самого первого дня своего существования Советская Россия находилась во враждебном окружении, и потому вопросы обороноспособности государства всегда стояли на первом месте. Мощный рывок в её повышении был совершён в тридцатые годы. В ходе трёх неполных пятилеток было создано высокопроизводительное сельское хозяйство, тяжёлая и лёгкая промышленность, были разработаны, приняты на вооружение и запущены в массовое производство современные образцы вооружения и военной техники, численность армии выросла в несколько раз. За эти годы выросло целое поколение, которое было воспитано в духе массового героизма. Несмотря на всё это, к лету 1941 г. страна не была готова к войне, а потому с экономической точки зрения заблаговременная мобилизация стала бы серьёзным ударом для сельского хозяйства и промышленности, забрав из народного хозяйства огромное количество трудоспособного населения, транспорта и пр.

С политической точки зрения ситуация ещё сложнее. Летом 1941 г. война ещё не стала мировой: США и Япония только готовились к борьбе в Азии, в то время как в Европе боевые действия между Англией и Германией постепенно затухали. С позиции сегодняшнего дня состав участников Второй Мировой войны кажется очевидным, однако в 1941 г. нельзя было исключать ни заключения мира между Англией и Германией, ни совместных действий союзников по Антикоминтерновскому пакту – Германии и Японии – против СССР. Трудно было представить союз с Англией или Францией после того, как они в 1939 г. саботировали переговоры о взаимопомощи, а в 1940 г. планировали направить войска в Финляндию или разбомбить кавказские нефтепромыслы. В самом худшем случае мы могли бы столкнуться с новой иностранной интервенцией в Советскую Россию, с тем же составом участников, менее чем через 20 лет после окончания предыдущей. По этой причине проведение мобилизации было неоправданным риском. Немецкая армия была отмобилизована ещё два года назад, и упредить её в развёртывании всё равно бы уже не удалось. При этом мобилизация де-факто означает объявление войны, а скрыть это масштабное мероприятие невозможно. Для советского руководства не было секретом стремление стран бывшей Антанты развязать войну в Европе руками вскормленного ими фашистского режима, а потому было бы напрасно давать в руки противнику такой серьёзный casus belli.

Таким образом, нет оснований утверждать, что заблаговременная мобилизация и отказ от эшелонированного построения Красной Армии могли бы предотвратить тяжёлые потери начального периода войны. Напротив, факты свидетельствуют о высоких политических рисках такого решения, вплоть до войны на несколько фронтов. Подтверждением этому служит вся история антигитлеровской коалиции, в которой против общего врага объединились страны с диаметрально противоположными интересами, и которая распалась сразу же после окончания войны. Огромных усилий стоило не только сформировать Большую тройку, но и поддерживать её существование в ходе войны, а также бороться с возможностью сепаратного мира с Германией. Кстати, многие аспекты этого непростого союза хорошо раскрыты в настольной игре “Черчилль”, созданной Марком Германом и выпущенной GMT в 2015 г.

Across the Dnepr: Second Edition является самым большим и самым сложным сценарием, созданным за всю историю SSG. Цена ошибки здесь невероятно высока и до самого конца не ясно, кто же победит. Вместе с тем, сценарий не идеален: в нём немало исторических неточностей, а выиграть за Советский Союз гораздо сложнее, чем за немцев. Тем не менее авторам удалось неплохо передать ощущение сражения, накал борьбы.

Продолжение: Заключение

2 комментария:

  1. Спасибо за огромный проделанный труд

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не за что. Работа была в удовольствие, хотя и потребовала немало времени.

      Удалить