05 октября 2016

Компьютерные варгеймы 15 - История варгеймов, ч.5 - издатели и страны бывшего СССР

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Издатели

Завершая краткий обзор мирового рынка варгеймов следует отметить, что далеко не все разработчики могут издавать игры самостоятельно. Для этого они обращаются к компаниям, имеющим такую возможность. При этом, практически все компании-издатели варгеймов, также занимаются и разработкой, пусть иногда и в очень небольших масштабах.

Для большинства издателей варгеймы составляю небольшую часть выпускаемых игр (например, Paradox Interactive, основанная в 1999 г.). Что касается издателей, специализирующихся на варгеймах, то они, в основном, имеют небольшое игровое портфолио, как, например, Shrapnel Games, основаная в 1999 г. Тимом Бруксом (Tim Brooks).

Shrapnal Games публикует, помимо прочего, и реалистичные варгеймы, разработанные капитаном Проктором из ProSim

Однако среди издателей варгеймов есть и настоящие титаны. В 1999 г. в США Дэвид Хит (David Heath) основал компанию Matrix Games, вскоре ставшую крупнейшим в мире издателем варгеймов. В 2010 г. Хит продал свою компанию британской Slitherine Strategies (основана Иеном Макнилом (Iain McNeil) в 2000 г.), известной своей серией настольных и компьютерных варгеймов Field of Glory (перенесена на ПК в 2009). А в 2012 Slitherine объединилась с AGEOD. В результате этого слияния появился крупнейший на рынке издатель варгеймов: по ситуации на конец 2015 года, группа Slitherine выпустила более 250 игр и дополнений к ним от более чем 70 разработчиков. Фирма специализируется на компьютерных варгеймах: выпускает новые игры, переиздаёт классику, однако не ограничивается только этим жанром. Также Matrix стала одной из первых фирм, перешедших к продаже цифровых копий игр. В последнее время многие варгеймы реализуются также через электронные магазины типа Steam или Gamersgate.

Слева направо: основатель Slitherine Strategies Иен Макнил, глава группы Slitherine его отец Джей Ди (JD) Макнил и основатель Matrix Games Дэвид Хит во время празднования слияния их компаний в 2010 г. Через 2 года в группу Slitherine войдёт AGEOD.

Иногда компьютерные варгеймы издают фирмы, специализирующиеся, главным образом, на выпуске настольных варгеймов, как, например, Lock 'n Load Publishing, основанная в 2006 г. Марком Уолкером (Mark H. Walker), который, кстати, тоже писатель-фантаст. Эта фирма стала выпускать варгеймы от Panther Games, которые ранее издавались Matrix Games, после того, как в 2014 г. Уолкер продал свою компанию Хиту, а сам основал новую фирму, выпускающую настольные варгеймы – Flying Pig Games.

Основатель Lock 'n Load Publishing Марк Уолкер и основатель Matrix Games Дэвид Хит, которому Уолкер продал свою компанию, после того, как Хит продал свою Макнилам из Slitherine

Кроме того, Matrix и Slitherine являются собственниками портала wargamer.com, и это ещё одна характерная черта рынка. Варгеймы являются одним из немногих игровых жанров, где процветает тематическая журналистика. Имеется множество периодических изданий (в основном, журналов), посвящённых настольным и компьютерным варгеймам, а также вопросам истории, преимущественно военной. Сейчас большая часть периодики представлена интернет-изданиями, но остались и “бумажные” версии. Среди крупнейших современных периодических изданий можно назвать Armchair General, Rock Paper Shotgun, Grogheads и многие другие.

Как видно, мировой рынок варгеймов отличается большим разнообразием. Здесь есть и маленькие студии, имеющие в портфолио одну-две игры, и гиганты, выпустившие ни одну серию. Есть разработчики и издатели, специализирующиеся исключительно на варгеймах, есть и многопрофильные компании. Есть студии, состоящие из одного человека, есть и крупные фирмы. Как мы уже могли убедиться, такое разнообразие не могло не сказаться и на разнообразии выпускаемых продуктов.

Страны бывшего СССР

Что касается российского и постсоветского рынка, то он не в пример меньше европейского и североамериканского. Это не удивительно: у нас нет такой мощной традиции настольных варгеймов. Зато благодаря этому, наши варгеймы отличаются большей оригинальностью и нешаблонностью.

Первым отечественным компьютерным варгеймом, насколько мне удалось выяснить стала игра Бородино: Наука побеждать. Она была издана фирмой 1С в 1997 г., а создана, по всей видимости, одним человеком – Л.Ефремовым. Даже по сегодняшним меркам это неплохой варгейм начального уровня. Подробнее почитать о нём можно здесь, здесь или здесь.

Бородино является более простой игрой по сравнению с Napoleon in Russia от TalonSoft, вышедшей в том же году, но скоротать за ней вечер-другой можно даже сегодня.

Из основных участников рынка, помимо 1С, стоит выделить Graviteam и Wargaming.

Харьковская студия Graviteam (основана в 2004 г.), самая малочисленная из всех, создаёт самые реалистичные на сегодняшний день варгеймы тактического уровня (серия Graviteam Tactics, бывшая Achtung Panzer (2010)), которые легко укладывают на лопатки некогда лидировавшую серию Combat Mission. Также Graviteam разрабатывает реалистичные танковые симуляторы (Steel Fury (Стальная ярость – 2008), Steel Armor (Стальной удар – 2011) и, частично, T-72 (2005)), конкурировать с которыми может только Steel Beasts. Забавный факт. На сегодняшний день ни в одном танковом симуляторе, созданном Graviteam, нет харьковского Т-64, зато есть нижнетагильские Т-62 и Т-72. А вот Т-34, конечно же, есть. Кроме того, Graviteam работает и с военными заказами. В отличие от многих других маленьких фирм, их продукты отличаются высоким качеством, а уж упорству, с которым разработчики делают именно ту игру, которую хотят, можно только позавидовать.

Graviteam специализируется на реалистичных варгеймах и танковых симуляторах

Известная сейчас в первую очередь благодаря игре World of Tanks, минская студия Wargaming (основана в 1998 г.) затесалась в ряды производителей варгеймов благодаря своей дебютной серии – Massive Assault (2003), а также игре Обитаемый остров: Послесловие (Galactic Assault: Prisoner of Power – 2007). Massive Assault получился добротным варгеймом и пользуется популярностью и по сей день, а Обитаемый остров, сделанный на том же движке, был тепло встречен даже поклонниками творчества Стругацких, что уже говорит о многом.

Wargaming.net создала пару очень неплохих фантастических варгеймов

Российская компания 1С, основанная в 1991 г., является крупной даже в мировых масштабах: на сегодняшний день она владеет более 200 дочерних компаний, деятельность которых затрагивает не только игры, но и софт для дома и офиса. В 2008 г. 1С приобрела крупного российского разработчика и издателя компьютерных игр – фирму Бука (основана в 1993 г.), а в 2009 слилась с другой российской фирмой аналогичного рода деятельности – СофтКлаб (основана в 1994 г.). Последняя, ставшая 1С-СофтКлаб (в 2014 переименована обратно в СофтКлаб), в 2010 г. объединилась с ещё одним российским разработчиком и издателем – Snowball Studios (основана в 1996 г.). В рамках нашей статьи следует отметить, что 1С, совместно с СофтКлаб, занималась разработкой и изданием варгеймов из серии Вторая Мировая / Искусство войны (Theatre of War – 2006), а также издавала серию Кодекс войны (Fantasy Wars и Elven Legacy – 2007), разработанную краснодарской студией Ino-Co Plus. Бука, в свою очередь, издала серию Стальные монстры (Pacific Storm – 2006) от питерской Lesta Studio. С некоторой натяжкой (и пользовательскими модификациями) Стальных монстров тоже можно причислить к варгеймам.

1C создала серию исторических варгеймов Вторая Мировая и Искусство войны, а также издавала сказочные варгеймы из серии Кодекс войны, разработанные Ino-Co Plus.

Что касается серии Вторая Мировая / Искусство войны, то эти игры представляют из себя трёхмерный варгейм тактического уровня в реальном времени с высоким уровнем реализма и большим количеством реализуемых аспектов боя, включая полноценную авиацию. Примечательно, что первая игра в серии, Вторая мировая, вышедшая в 2006 г., поначалу считалась стратегией в реальном времени, но после нескольких патчей и выпуска второго издания в 2007 г., была переклассифицирована в варгейм. Также стоит отметить, что над игрой работал, помимо остальных, известный историк М.Н.Свирин. Как уже упоминалось выше, эта серия варгеймов издаётся на западе фирмой Battlefront под именем Theatre of War.

Кроме того, все компании из группы 1С отметились локализацией и изданием в России различных иностранных варгеймов. Как мы уже отмечали, количество отечественных фирм-разработчиков варгеймов можно пересчитать по пальцам. В этой связи сам по себе возникает вопрос об издании у нас продукции иностранного производства. И здесь варгеймеры из России сталкиваются с большими трудностями. Во-первых, количество локализованных игр крайне мало: за всё время существования отечественных издательств были выпущены некоторые игры из серии Combat Mission (выпускали Snowball, СофтКлаб и Акелла под маркой Линия фронта; под этой же маркой Snowball почему-то выпустил и первую игру из серии Achtung Panzer), некоторые игры от AGEOD, а также морской варгейм Age of Sail 2 (Акелла). Во-вторых, изданные игры требуют регулярной поддержки в виде локализации патчей, чем некоторые издательства пренебрегали или затягивали этот процесс по причине экономической целесообразности. По этим причинам нашим любителям варгеймов приходится покупать игры за рубежом, а цена там в несколько раз, если не на порядок, выше.

Итак, можно сделать вывод о том, что на нашем рынке варгеймов объём отечественной продукции очень невелик. И это печально, поскольку качество наших продуктов весьма неплохое, а уж количество исторических событий, по которым можно делать военные игры, не поддаётся исчислению. Однако для наших игроков и разработчиков варгеймы не являются приоритетным направлением, а потому среди доступных игр преобладают варгеймы иностранного производства, многие из которых отличаются весьма предвзятым отношением к нашей стране. И это тоже печально. Перефразируя одно известное высказывание, можно сказать, что народ, не желающий создавать свои собственные варгеймы, вскоре будет вынужден играть в чужие. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Продолжение: заключение

Комментариев нет:

Отправить комментарий