Начало здесь
Предыдущая статья здесь
Заключение
Итак, мы проследили, какой большой путь проделали варгеймы от SSG. Наработки, созданные разработчиками при работе над играми серии Battlefront в 1986-1989 гг., легли в основу The Ardennes Offensive, положившей в 1997 г. начало новому поколению варгеймов. Вышедшие в 2003 г. Korsun Pocket и Across the Dnepr развили проверенные временем игровые механики и по праву заслужили звание почётных ветеранов серии. Их наследники, Battles in Normandy и Battles in Italy, стали “золотой серединой”, завоевав признание и популярность среди наибольшего числа игроков. Battlefront, Kharkov: Disaster on the Donets и Across the Dnepr: Second Edition – новый этап в серии, принёсший целый ряд идей, делающий игровой процесс всё ближе и ближе к идеалу, задуманному создателями.
Кривоногов П.А. Победа. 1948 |
Эталоном для них служили настольные варгеймы 70-80-х годов. В то время жанр переживал свой “золотой век”, ознаменованный борьбой титанов: Avalon Hill, SPI и других компаний. У SSG получилось то, чего не смогли добиться многие их конкуренты: передать неуловимое обаяние настольных варгеймов в компьютерной игре, сведя к минимуму рутину, что дало колоссальный выигрыш по времени. Разработчикам из Сиднея это удалось, поскольку они не гнались за химерами гигантомании, чего не смогли избежать многие их коллеги по цеху, которым вскружили головы вычислительные возможности персональных компьютеров. В играх от SSG не приходится командовать каждым батальоном в составе фронта, следить за усталостью каждого пилота на Тихом океане, читать бесконечные отчёты о количестве израсходованных пистолетных патронов. Напротив, разумные упрощения, а также оптимальный для оперативного уровня масштаб позволяют игроку полностью сосредоточиться на планировании операций. Для успешной реализации своих планов игроку необходимо уделять внимание как вопросам общефронтового уровня (выбор направления главного удара и наряда сил, налаживание бесперебойной системы снабжения, расположение ПВО и прочее), так и сражениям за отдельно взятую деревню или переправу через реку.
Несмотря на некоторую абстрактность (пульки, канистры, сдвиги, steps и т.п.) игровая механика в играх от SSG вполне здравая и логичная. Самое главное, она позволяет повторить исторический результат, а так же внести в него собственные коррективы. Конечно, игры от SSG не являются самыми реалистичными или самыми детализированными варгеймами из существующих. Однако разработчики и не ставили перед собой такой цели. Они делали игры, в которые приятно играть, в которые хочется возвращаться снова и снова. И в этом они добились немалых успехов.
В большой степени этому поспособствовали усилия, затраченные авторами на создание прекрасного интерфейса и сильного искусственного интеллекта, на историческую проработку и достоверность, баланс и тестирование, обучающие материалы и удобный редактор. Вся история SSG показывает, что авторы занимаются любимым делом. Создавая игру своей мечты на протяжении многих лет, австралийские разработчики уделяют большое внимание тому, чтобы играть было не только интересно, но и приятно. Для этого они постоянно поддерживают связь с игроками и прислушиваются к их мнению: форум игры очень дружелюбный, регулярно проводятся чемпионаты, появляются фанатские сценарии.
В результате этой обратной связи появляются, изменяются или исчезают те или иные игровые механики. Наибольшее число изменений претерпела система снабжения войск, несколько раз менялись система движения и боевая система. Большинство этих изменений носит эволюционный характер: игровой процесс со временем становится всё сложнее и ближе к реальности, но основа всей игровой механики остаётся неизменной.
В последнее время деятельность компании практически прекратилась. Тем не менее разработчики периодически заявляют о работе надо новыми проектами. Будем надеяться, что SSG ещё порадуют нас своими замечательными играми.
P.S. Напоследок перечислю некоторые свои пожелания к серии.
1. Хотелось бы, чтобы фильтр юнитов не только позволял перебирать различные войска, но и подсвечивал бы их на карте. Например, в Харькове, было бы удобнее так искать сапёров.
2. Хотелось бы, чтобы статистка в игре шла не только по числу уничтоженных юнитов, но и по числу убитых steps. Примерно так, как в Campaign Series или Piercing Fortress Europa. Это здорово помогло бы понять соотношение потерь, поскольку зачастую сторона, потерявшая меньше юнитов, теряет больше steps.
3. Хотелось бы проследить боевой путь каждого юнита. Особенно интересно это было бы в конце сценария. Например, как перемещался по карте, в каких сражениях участвовал, сколько steps было уничтожено в этих сражениях с каждой из сторон, сколько steps потерял юнит, сколько восстановил пополнениям, сколько за счёт внутренних резервов, сколько за счёт процедуры тылового обеспечения (refit). Такую же статистку можно сделать и для штабов, только там бы учитывались успехи всех юнитов под их командованием.
4. Хотелось бы иметь возможность просмотра не только хода противника, но и своего собственного. Особенно боёв.
5. Хотелось бы иметь возможность просмотреть все ходы сценария, а не только последний, особенно в конце сценария.
6. Хотелось бы, чтобы зоны действия штабов имели чуть больше вариантов, чтобы игрок имел больше рычагов воздействия на них.
Источники:
википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Strategic_Studies_Group)
мануалы к играм
манулы к редакторам
описания патчей
форум run 5 (ssg) и matrix
журналы run 5
аг.ру
https://ru.wikipedia.org/wiki/Strategic_Studies_Group
http://www.ssg.com.au/
http://www.ssg.com.au/forums/index.php
http://roger-keating.squarespace.com/
http://www.zorich.ru/games/bb/campaign4.htm
http://playitagainproject.org/australian-pioneers-ssgs-american-strategy/
http://playitagainproject.org/run-5-magazine-how-ssg-joined-the-dragon-white-dwarf-and-the-general-to-talk-with-their-people/
http://playitagainproject.org/ssg-interview-on-good-morning-australia-august-1985/
http://playitagainproject.org/creators/roger-keating-3/
http://playitagainproject.org/creators/ian-trout/
http://playitagainproject.org/games/conflict/
http://playitagainproject.org/games/reach-for-the-stars-the-conquest-of-the-galaxy/
http://playitagainproject.org/games/carriers-at-war-1941-1945-fleet-carrier-operations-in-the-pacific/
http://playitagainproject.org/games/battlefront-battlefront-corps-level-command-in-world-war-ii/
http://playitagainproject.org/games/warlords/
http://playitagainproject.org/companies/ssi/
https://au.linkedin.com/in/roger-keating-694bbb16
http://www.polygon.com/features/2013/11/6/4864296/puzzle-quest-steve-fawkner
http://www.strategypage.com/wargames/articles_reviews/korsun_pocket.asp
https://boardgamegeek.com/boardgame/2128/warlords
https://boardgamegeek.com/boardgamedesigner/1599/jack-radey
https://boardgamegeek.com/boardgamepublisher/2352/peoples-war-games
https://boardgamegeek.com/boardgamedesigner/1380/john-schettler
http://www.mobygames.com/company/ssg-strategic-studies-group-pty-ltd
http://www.myabandonware.com/browse/publisher/ssg-strategic-studies-group-pty-ltd-13s/
https://archive.org/details/manuals?and%5B%5D=subject%3A%22cursor%22&sort=titleSorter&page=2
https://www.youtube.com/channel/UCrqu6imeJQ_A7YcB-dLFlfQ
https://web.archive.org/web/19971014175219/http://www.ssg.com.au/index_files/blitzkrieg.html
https://web.archive.org/web/20010114140300/http://ssgus.com/index.htm
https://web.archive.org/web/20010114130300/http://ssgus.com/ardennes-download.htm
https://web.archive.org/web/20010204154900/http://www.ssg.com.au/tao/tao_1.htm
https://web.archive.org/web/20010309201336/http://www.wargamer.com/wachtamrhein/index.asp
https://web.archive.org/web/20010217041355/http://www.gamesdomain.co.uk/gdreview/zones/strategy/craig/articles/rogerk.html
https://archive.org/search.php?query=creator%3A%22SSG+Strategic+Studies+Group+Pty+Ltd.%22
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_фронтов_вооружённых_сил_РККА_(1941—1945)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_операций_вооружённых_сил_СССР_во_Второй_мировой_войне
https://www.youtube.com/watch?v=Po726aS_h7w
http://masterok.livejournal.com/956130.html
http://infoglaz.ru/?p=22965
(= http://masterok.livejournal.com/954689.html)
http://www.em-remarque.ru/publ/voinstvuyuschiy-pazifist.html
http://mil-history.livejournal.com/956037.html
http://www.pravda-tv.ru/2012/01/12/11149/velikobritaniya-planirovala-napast
https://jerry-ru.livejournal.com/30310.html
http://www.posprikaz.ru/2015/08/tajny-pakta-gitlera-pilsudskogo/
http://petrovich758.livejournal.com/1124764.html
http://www.old-games.ru/catalog/?developer=14
http://www.myabandonware.com/browse/developer/ssg-strategic-studies-group-pty-ltd-13s/
https://www.pcauthority.com.au/feature/the-warlords-roger-keating-and-gregor-whiley-of-ssg-441370
http://www.ivo.unn.ru/vi/project/HTMLs/glossariy/oboznach.htm
https://www.goodreads.com/author/show/19596.David_M_Glantz
https://topwar.ru/70730-operaciya-konrad.html
http://www.k2x2.info/voennaja_istorija/goroda_kreposti/p3.php
http://tankfront.ru/ussr/staff.html
http://www.hrono.ru/statii/2011/pavl_srazh.php
https://en.wikipedia.org/wiki/United_States_color-coded_war_plans
https://en.wikipedia.org/wiki/Pax_Americana
https://en.wikipedia.org/wiki/Franco-British_plans_for_intervention_in_the_Winter_War
https://en.wikipedia.org/wiki/Operation_Pike
Продолжение: Старое или новое?
Где же следующие заметки? Просим-просим!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за высокое доверие.
УдалитьНадеюсь, что до конца года смогу начать публикацию по FCRS, однако конкретнее сказать не могу - не получается уделять статьям желаемого количества времени.
Вы бы выкладывали ещё и личные впечатления и коротенькие заметки. Пусть килобайт, а все равно интересно. Не одними мегабайтными статьями жив человек ;)
УдалитьЯ уже думал о таком формате. Может быть, попробую, хотя обстоятельное повествование мне нравится больше.
УдалитьМожно же совместить. Иногда тема не заслуживает отдельной огромной статьи и можно обойтись короткой заметкой. И тема не "уплывет", и читатели довольны.
УдалитьВ теории всё это, конечно, хорошо. Но что из этого получится на практике - посмотрим.
УдалитьВ любом случае, благодарю за предложения. У меня в последнее время даже работоспособность повысилась.