12 сентября 2016

Компьютерные варгеймы 12 - История варгеймов, ч.2 - настольные от золотого века до наших дней

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

В начале 70-х годов появляется третий тип варгеймов – блочные. В 1972 году компания Gamma Two Games (в 1982 г. переименована в Columbia Games) опубликовала игру Quebec 1759. В течение долгого времени эта фирма оставалась практически единственным производителем данного типа варгеймов. Основное отличие варгеймов этого типа заключается в системе реализации тумана войны: юниты игрока выполнены обычно в виде квадратных двусторонних блоков из дерева или пластика, которые могут вертикально стоять на столе. Сторона блока, обращённая к игроку, содержит информацию о юните, сторона, обращённая к противнику, – пустая. Таким образом, реализация тумана войны в блочных варгеймах несколько интереснее, чем в фишечных, хотя и не идеальна. Сама система блоков восходит к китайским настольным играм, а также используется в настольной игре Stratego (1960). В свою очередь, идея Stratego восходит к игре L'attaque, запатентованной в 1908 г. мадемуазель Эрманс Эдан (mademoiselle Hermance Edan). Тем не менее, использование блочной системы именно в варгеймах состоялось впервые только в 1972 г. Блочные варгеймы являются наименее распространённым типом по сравнению со всеми остальными, но это не умаляет их значимости.

Блочные варгеймы предлагают интересное решение проблемы с "туманом войны" в настольных играх

Также в 70-х появились первые карточные варгеймы – это четвёртый и последний на сегодняшний день тип настольного варгейма. В 1976 г. компания Battleline Publications выпустила первую игру такого типа – Armor Supremacy. Три года спустя вышел первый успешный карточный варгейм – Naval War. Эта игра позже развилась в полноценную серию, и именно благодаря ей на свет появилось издательство, специализирующееся на варгеймах такого типа – Dan Verssen Games (DVG). Самым же популярным карточным варгеймом является легендарный Up Front, изданный в 1983 г.

Карточные варгеймы несколько абстрактны, что позволяет им сконцентрироваться на более детальном моделировании определённых аспектов боевых действий.

Вообще, на 70-е годы приходится расцвет настольных варгеймов, их “золотой век”. В 1977 году Avalon Hill выпускает Squad Leader, который считается наиболее коммерчески успешным варгеймом в истории, число проданных копий только базового набора (не считая наборов дополнительных сценариев, число которых перевалило за сотню) превышает 100 тысяч.

Squad Leader - самый популярный настольный варгейм из всех когда-либо существовавших

В эти годы популярность фишечных варгеймов достигла своего пика, на рынке идёт борьба между гигантами Avalon Hill и SPI, а тем временем появляется множество новых фирм и периодических изданий. Большинство из них выпустило всего несколько продуктов, но некоторые просуществовали значительно дольше. К их числу можно отнести Game Designers' Workshop (GDW, 1973-1996) и Tactical Studies Rules (TSR, 1973-1997). Первая из них занималась в основном варгеймами так же, как Avalon Hill и SPI. Вторая тоже начинала с варгеймов, но ей суждено было стать одним из могильщиков этого жанра.

Чем же знаменита TSR? Основана она была в 1973 г. Гэри Гайгэксом (Gary Gygax) с товарищами. В 1971 г. он создал свой первый варгейм с миниатюрами под названием Chainmail. Исторические рамки варгейма затрагивали средневековье, однако в комплекте с игрой шли дополнительные правила, созданные под сильным влиянием работ Толкина. Они вводили в игру магию и сказочных персонажей вроде драконов. Так Chainmail стала первым продаваемым сказочным (fantasy) варгеймом. Добавив сюда ролевые элементы, Гайгэкс издаёт в 1974 г. первую ролевую игру – Dungeons & Dragons. Ролевые игры были тепло встречены публикой и вскоре стали расти как грибы после дождя. Стремительное распространение РПГ напоминало аналогичный всплеск интереса к варгеймам каких-то 10-20 лет назад. В 80-е годы ролевые игры обогнали по популярности своих прародителей – варгеймы – и отобрали у них значительную долю рынка.

Гэри Гайгэкс - создатель первого сказочного варгейма (Chainmail) и первой РПГ (Dungeons & Dragons)

В начале 80-х настольные варгеймы понесли ещё одну потерю, которые многие считают началом конца этого жанр: разорилась SPI, производившая 60-70% варгеймов в мире. В конце 70-х компания предприняла неудачную попытку расширения и была вынуждена набрать долгов. Первоначально SPI хотели объединить или продать Avalon Hill, но эта сделка не состоялась – были только проданы права на некоторые активы (в основном, игры) SPI. Но денег всё равно не хватало. Тогда TSR предложила выдать заём, обеспеченный активами SPI. У последней не было особого выбора, и заём был выдан. Через две недели TSR потребовала расплаты. Будучи не в состоянии расплатиться по долгам, SPI была вынуждена передать свои активы TSR в 1982 г., что фактически означало прекращение деятельности этой компании. Примечательно, что TSR, заполучив активы SPI, отказалась исполнять её обязательства, в первую очередь в отношении подписчиков журналов (некоторые из них имели пожизненную подписку на Strategy & Tactics и прилагаемые к нему игры), выпускаемых SPI, что тут же настроило последних против TSR. Многие сотрудники SPI перешли в Avalon Hill, которая создала для них отдельную компанию – Victory Games. Она просуществовала до 1989 г. и выпустила ряд варгеймов, близких по духу к продукции SPI. Что касается журнала Strategy & Tactics, то в настоящее время он является старейшим из существующих варгеймерских журналов и принадлежит Decision Games, основанной в 1988 г. Ей же принадлежат права на многие игры от SPI, которые она периодически перевыпускает.

В результате этих событий в 80-е годы интерес к настольным варгеймам резко пошёл на спад. И дело не только в том, что с рынка ушла крупнейшая компания, внёсшая огромный вклад в формирование облика этого самого рынка. Были и более объективные причины, а именно рост конкуренции на рынке настольных игр. В 80-е годы произошёл сдвиг от серьёзных исторических варгеймов, рассчитанных на довольно-таки узкую публику, сначала к играм для более широкой аудитории, а потом и вовсе к семейным. Кроме того, в 80-х появились новые направления на рынке развлечений: это уже упомянутые ролевые игры, а также компьютерные игры, в том числе первые компьютерные варгеймы.

В 90-е годы интерес к настольным варгеймам продолжает снижаться. Для сравнения: по данным, приведённым в книге Джима Даннигана “The Complete Wargames Handbook”, в 1980 г. продажи исторических варгеймов достигли своего пика и составили 2,2 миллиона копий. А в 1991 г. было продано только 400 тысяч копий. Происходит несколько важных событий. Во-первых, на 90-е годы приходится взлёт популярности компьютерных варгеймов, но об этом мы поговорим чуть позже. Во-вторых, появляются новые конкурентные направления на рынке настольных игр: на этот раз – коллекционные карточные игры (ККИ), пик популярности которых пришёлся на 1994-1995 гг. и связан с игрой Magic: The Gathering. . Стоит отметить, что в это же время стали появляться варгеймы, управляемые картами (card driven). Их отличие от ККИ заключается в отсутствии коллекционности, то есть колоду собирать не надо. В варгеймах этого типа роль случайности выше, поскольку результаты игры зависят не только от броска кубика, но и от порядка карт в колоде. Из числа подобных варгеймов также можно назвать Phantom Leader и Twilight Struggle, а первым карточным варгеймом стала We the People от Avalon Hill, выпущенная в 1994 г. И в-третьих, даже эта попытка адаптации к меняющемуся рынку не спасла Avalon Hill, старейшую на тот момент варгеймерскую компанию, от финансовых проблем: в 1998 г. компания была куплена Hasbro, одной из крупнейших в мире компаний-производителей игрушек.

Рубашка карт из первой ККИ (Magic: The Gathering) и первый управляемый картами варгейм (We the People)

Но не стоит думать, что в 80-90-е годы жанр умер. В это время сложилась весьма интересная ситуация: варгеймы не только теряли популярность, но и стремительно набирали её. Как такое возможно? Да очень просто: с применением современных технологий. На 80-90-е годы приходится ренессанс варгеймов, но на этот раз на персональных компьютерах, которым, кстати, и посвящена данная статья. Можно даже сказать, что варгеймы возродились в новом образе.

Итак, с появлением первых персональных компьютеров электронные варгеймы не заставили себя ждать. Это было обусловлено как популярностью этого жанра, так и его относительной простотой: практически любой человек может разобраться в правилах настольный игры, а уже самые первые ПК давали немыслимые для настольного варгейма возможности в осуществлении расчётов и брали на себя большую часть рутинных действий. Кроме того, компьютерные варгеймы, так же как и настольные, позволяли играть, не выходя из дома – по переписке. В плане игровой механики первые компьютерные варгеймы являлись адаптацией настолок для ПК, однако они сразу же стали быстро развиваться и усложняться – возможности персональных компьютеров это позволяли.

Об особенностях настольных варгеймов по сравнению с компьютерными можно почитать в этой статье

При этом настольные варгеймы не исчезли, они продолжают выпускаться и развиваться до сих пор. Конечно, от былой популярности остались только воспоминания, но настольные варгеймы производятся до сих пор: спрос на них не велик, но достаточно устойчив. Теперь это нишевый продукт, не рассчитанный на массовую аудиторию. Их влияние на компьютерный рынок по-прежнему велико: не только отдельные сценарии являются адаптацией для ПК, но и целые серии игр опираются на настольную механику.

Более того, иные варгеймы являются полной копией своих настольных оригиналов. Иногда такие игры создаются силами авторов настольной версии. Примерами такого подхода могут служить Phantom Leader от DVG или серия Lock 'n Load от одноимённой студии. Другие компании прибегают к услугам сторонних разработчиков. Например, настольные версии Conflict of Heroes и Heroes of Normandie были созданы Academy Games и Devil Pig Games, а их компьютерные копии – Western Civilization Software и Cat Rabbit соответственно.

Также к числу таких игр-копий иногда причисляют Twilight Struggle. Её компьютерная версия – пример одного из лучших переносов настольной механики на цифровые рельсы. Однако, на мой взгляд, это стратегия варгеймом всё-таки не является, поскольку боевые действия в ней хоть и присутствуют, но не лежат в основе игрового процесса.

Интересно отметить, что настольные варгеймы могут похвастаться гораздо более оригинальными и интересными идеями, нежели их компьютерные собраться, где за последние 30 с лишним лет одних только клонов Panzer General вышло несколько десятков. Причина, по всей видимости, кроется в стоимости разработки и вытыкающего из этого числа копий, которые необходимо продать для выхода на окупаемость. Многие разработчики компьютерных варгеймов просто боятся рисковать, в то время как в настольных играх в силу малого тиража, высокой цены и небольшой стоимости разработки новые идеи появляются регулярно.

В России настольные варгеймы развиты слабо. В широком доступе они появились гораздо позднее компьютерных. К тому же, удовольствие это не дешёвое, да ещё и требует найти время, помещение и единомышленников. В результате, компьютерные варгеймы в России выступили в качестве реальной альтернативы настольным. Тем не менее, настольные варгеймы в России производятся. Среди производителей можно назвать такие компании как Звезда (известная в первую очередь как производитель миниатюр) и Статус Белли (ныне закрыта).

Комментариев нет:

Отправить комментарий