23 декабря 2020

Flashpoint Campaigns 14 - Третья Мировая

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Сценарии Третьей Мировой войны

Причиной этого является дремучий, пещерный, закостенелый, пропитанный пропагандой взгляд на мир у авторов. Запуская FCRS, вы должны понимать, что единственное верное мнение в игре – авторское. Игроку остаётся либо принять эту авторитарную реальность, либо не играть вовсе.

И поскольку разработчики явно перегнули со своими предубеждениями, то полагаю уместным немного порассуждать о причинах подобных пристрастий.

Сопоставление сил ОВД и НАТО в Европе по данным Министерства обороны ФРГ 1988 г.

Интересной особенностью несостоявшейся Третьей Мировой войны является её глубокая проработка. В массовом сознании западного обывателя создан полноценный канон, согласно которому должны развиваться события. Это – полноценное культурное явление, созданное совместными усилиями СМИ, литературы, кинематографа и, конечно же, военных игр – как настольных, так и компьютерных. Столь пристальное внимание к этой теме обусловлено проектным характером этой деятельности. Пик активности на этом направлении пришёлся на 70-е годы, когда после унизительного поражения во Вьетнамской войне Пентагон пересмотрел множество военных доктрин США, в том числе и информационную.

Поначалу при создании образа будущего авторы опирались на опыт Второй Мировой. Так, начиная с в 50-х появилось огромное количество мемуаров битых фашистских генералов с “Восточного фронта”, напечатанных всякими сомнительными изданиями типа Fedorowicz Publishing или издательства Оболенского.

Видные немецкие историки и их сочинения.

Следом за ними были сняты фильмы о простых немецких солдатах, честно исполнявших свой долг (например, “Собаки, хотите жить вечно?” или “Железный крест”). В них делался упор на низкий боевой дух и уровень подготовки советских войск.

Они просто выполняли приказ.

В 80-е состоялся переход к футуризму: большую популярность приобрели технотриллеры и фильмы на их основе. Их главный посыл – технологическое превосходство НАТО над противником.

Технотриллеры, оказавшие большое влияние на общественное мнение на рубеже 80-х и 90-х.

Что касается военных игр на тему Третьей Мировой, то они зародились в начале 70-х, а пик интереса к ним пришёлся на 80-е. В начале 90-х они получили некоторое распространение на персональных компьютерах, но были быстро вытеснены с рынка Бурей в пустыне.

Red Star / White Star - первый настольный варгейм о вооружённом столкновении НАТО и ОВД. Вышел в 1972 г.

Наиболее влиятельным популяризатором этого гипотетического конфликта стал Джим Данниган, заложивший основы всех последующих игр на данную тему. Концепция Джима строилась, исходя из опыта двух войн: Вьетнамской и Шестидневной. Первая убедила Даннигана в бесперспективности призывной армии, а вторая – в превосходстве западной техники и тактики. При этом Джим предупреждал о невозможности механического переноса опыта конфликтов в странах третьего мира на противостояние двух сверхдержав в Центральной Европе.

Вообще, стоит отметить, что первые игры от SPI отличались вполне трезвыми оценками, да и трудно назвать Даннигана оголтелым антикоммунистом. Например, в варгейме Fulda Gap: The First Battle of the Next War, вышедшем в 1977 г., масштаб юнитов составлял бригаду для НАТО и полк для ОВД. В последующих играх авторы без тени сомнения противопоставляли бригады дивизиям.

Fulda Gap переносит в реалии Третьей Мировой войны механику неизвестных (untried) юнитов, появившуюся в Panzergruppe Guderian.

Однако бизнес диктует свои законы. Последователи Джима, в большинстве своём, не стали ломать сложившуюся модель, а встраивали свои идеи в существующую канву. Вообще, создатель варгейма в США, стране с гипертрофированным чувством собственной исключительности, должен обладать определённым мужеством, чтобы идти вразрез с общепринятой точкой зрения. Он рискует своей репутацией и доходами от продаж. Американский покупатель не проголосует кошельком за игру, которая не разделяет веру в национальное превосходство. Нельзя также не сказать о том, что авторитетные справочные издания, на которые опираются разработчики игр (Jane’s, Osprey и т.п.) являются, по большей части, рекламными буклетами, поставляющими только “идеологически верные” сведения. По этой причине даже самые искренние в своих устремлениях авторы зачастую становятся заложниками информационного поля, сформированного вокруг каждого человека всей культурной средой его обитания. Идти проторенной дорожкой не только проще, но и выгоднее с точки зрения окупаемости.

Справочные издания времён Холодной войны до сих пор используются некоторыми разработчиками варгеймов.

Итак, Данниган, возможно, сам того не желая, создал канон военных игр на тему Третьей Мировой, сводящийся к противостоянию качества и количества. С каждой новой итерацией он обрастал новыми подробностями и в результате обрёл собственную жизнь, войдя в режим самоподдерживающейся системы. Рядовой обыватель мог не знать предысторию возникновения этого сценария, однако огромное количество информации на эту тему не оставляло сомнений, что именно в таком ключе и будут развиваться события. Важнейшими постулатами данного канона являются:
  • НАТО отражает агрессию численно превосходящих войск ОВД (наступательные операции или даже контратаки не рассматриваются),
  • ОВД первым применяет тактическое оружие массового уничтожения (о ядерных минах, ядерных безоткатных орудиях батальонного уровня и нейтронных бомбах не упоминается),
  • НАТО захватывает господство в воздухе (возможность паритета не считается реальной),
  • НАТО обладает превосходством в качестве наземной техники, уровне подготовки, боевом духе и инициативности личного состава, а также в доктринах и ОШС.
Канон, как видно не только не допускает отступлений от генеральной линии, но и оставляет без внимания важнейшие аспекты современной войны. Такие как применение оружия массового поражения в оперативных или стратегических целях, например.

Наиболее известным сражением этой не случившейся войны является Фульдский коридор. Считается, что план основного удара ОВД в направлении Франкфурта через Фульду передал ЦРУ польский полковник Рышард Куклинский в 1972 году. Через эту пересечённую местность пролегает кратчайший путь к Рейну. Планировалось замедлить продвижение советских танков сдерживающими действиями бронекавалерийских рот и ударных вертолётов. Они должны были создать заслон для проведения мобилизации и развёртывания второго эшелона. После чего предполагалось создать полноценную линию фронта и начать войну на истощение наподобие Первой Мировой.

Слева: Куклинский и Министр обороны СССР Д.Ф.Устинов, 1979 г. Справа: Куклинский во время визита в Республику Польшу, 1998 г.

Если принять во внимание разницу экономических потенциалов двух блоков, то становится очевидным, что ОВД просто не сможет восполнять потери в технике с той же скоростью, что и НАТО. Поэтому в долгосрочной перспективе победителем в конфликте окажется западный блок. По этой причине, переход гипотетической Третьей Мировой войны в затяжное противостояние – наихудший сценарий для советской стороны. Для того, чтобы победить или хотя бы не проиграть, восточный блок вынужден делать ставку на первый удар, что сужает диапазон возможных решений и делает советские планы наступательной войны предсказуемыми со стратегической точки зрения.

На тактическом уровне это определяет отношение к потерям в линейных частях как к неизбежному злу, о чём ещё в 80-е годы писал Фрэнк Чедвик в своих заметках к Assault. Если такой ценой будет достигнут прорыв и выход на тыловые коммуникации противника, то последний неизбежно понесёт потери в специалистах, заменить которых существенно сложнее в силу более длительной их подготовки.

Ещё в 1983 г. Чедвик высказывался о советской доктрине гораздо более здравомысленно, чем многие современные авторы.

В синопсисе Фульдского коридора причудливо переплетаются черты Арденнской операции, прорыва линии Зигфрида и контрудара Манштейна под Харьковом в 1943 году. Ключевым же отличием Фульды от тех же Арденн должен был стать факт её подготовленности к обороне. Что неизбежно порождает вопрос: если обе Арденнские операции удались по причине внезапности и неожиданности, то в чём тогда смысл протискивать советские танковые армии через горные перевалы, поросшие густыми лесами, зная, что противник только этого и ждёт? И это не единственный логический изъян. Предположим, что советское наступление прошло успешно и были захвачены плацдармы на левом берегу Рейна. Возникает новый вопрос: в чём стратегическая ценность Франкфурта? Какие дороги открывает его захват?

Даже самый поверхностный анализ местности показывает наличие гораздо более перспективных направлений. Вместо того, чтобы загонять войска в оперативный тупик на юге, можно нанести удар по стратегически важным целям на севере Германии. Местность там тоже непростая, пересечённая множеством рек, однако наступление на этом участке открывает путь к захвату голландских портов. Арабо-израильские войны показали, что темпы расхода высокотехнологичных боеприпасов превышают все расчётные ожидания, а опыт Второй Мировой продемонстрировал критическую зависимость стран НАТО от снабжения по морю. Учитывая, что Франция по политическим причинам могла бы отказаться от участия в очередной европейской войне, захват Антверпена будет означать перебои в снабжении всей группировки НАТО в Европе.

Физическая карта ГДР и ФРГ.

Кроме того, войскам НАТО на северном направлении будет сложнее скоординировать взаимодействие в силу большего количества стран-участников: шесть на севере (Дания, ФРГ, Голландия, Англия, Бельгия и впоследствии США) против четырёх на юге (ФРГ, США, Канада и, возможно, Франция).

Впрочем, всё это лишь предположения. Всё-таки о советских планах нам практически ничего не известно, кроме того, что Т-80 получил прозвище “танка Ла-Манша”.

Тем не менее трудно сказать, насколько западное видение Фульды соответствует действительности. Всё что нам известно из западных источников – это Фульдский коридор и Семь дней до Рейна. Эти планы могут быть как подлинными документами, так и продуктом дезинформации. А могут и вовсе быть плодом коллективного творчества профессиональных пропагандистов. В любом случае, созданное вокруг них информационное пространство иначе как мифологией не назовёшь.

Карта штабных учений ОВД 1979 г., опубликованная правительством Польши в 2005 г. и получившая в прессе название "7 дней до Рейна".

В действительности, война – это тяжелейшее испытание, во время которого все выстроенные в мирное время структуры проходят колоссальные по воздействию проверки на прочность. В концепции передовой обороны НАТО есть немало узких мест. Так, сами американские военные сегодня охотно признают, что в случае полномасштабной войны участь широко разрекламированных бронекавалерийских полков была бы печальна. Любой желающий может воочию убедиться, к чему приводят попытки остановить усиленной ротой наступление передового отряда танковой дивизии при помощи любого более-менее реалистичного варгейма (например, Armored Brigade), симулятора (Steel Armor или Steel Beasts) или даже стрелялки (типа ARMA).

Расположение и структура обоих бронекавалерийский полков США, дислоцированных в ФРГ.

Нельзя также не отметить, что численное превосходство ОВД – распространённый пропагандистский миф времён Холодной войны. Достаточно сравнить численность населения противостоящих блоков, чтобы понять, что НАТО может выставить гораздо больше людей под ружьё. Превосходство в силах может быть достигнуто только лишь в краткосрочной перспективе на отдельных участках при достижении внезапности. Вот почему нельзя слепо применять клише “количество красных против качества синих” в качестве сценария Третьей Мировой. Это – всего лишь один из возможных вариантов развития событий, но далеко не единственный.

Комиссар Бинков наглядно демонстрирует, что НАТО обладают численным превосходством над ОВД. Рекомендую к ознакомлению его видео по морскому, воздушному и сухопутному аспектам Третьей Мировой войны.

Важно также подчеркнуть, что в современном видении Фульды акцент делается на 80-х годах, а предшествующие периоды Холодной войны, в которых НАТО не обладало техническим превосходством, не рассматриваются. FCRS – один из наиболее ярких примеров такого подхода. Здесь, как в зеркале, отражены наиболее отталкивающие черты западной ментальности – неистребимая страсть колонизаторов к сафари и американская традиция воевать только со странами третьего мира, потерявшая всякие мыслимые ограничения после окончания Холодной войны.

Кстати, симулятор сафари – чрезвычайно популярный в современных играх жанр. В том же Project Reality под него заточен полноценный игровой режим – Insurgency.

Кто же победит: нерегулярные формирования на джипах и мотоциклах или американская армия на танках и вертолётах?

Продолжение: заключение

Комментариев нет:

Отправить комментарий