Вернёмся к последнему оставшемуся сценарию из BiN. Повествует он о военном конфликте, разгоревшемся между СССР и США в районе чешского города Пльзень летом 1945 г. Несмотря на гипотетический характер этого конфликта, он получил широкую известность в военных играх. Дело в том, что он имеет реальную историческую подоплеку, и вероятность его возникновения действительно существовала. Речь идёт об операции “Немыслимое”.
Предпосылкой к проведению операции “Немыслимое” стали действия генерала Паттона. 18 апреля 1945 г. его 3-я армия пересекла границу Чехословакии и стала продвигаться в направлении Праги. Армия была остановлена приказом Эйзенхауэра, поскольку Чехословакия по Ялтинским соглашениям отходила в зону влияния Советского Союза. 5 мая Паттон вновь выступил на Прагу и 6 мая занял Пльзень, но Эйзенхауэр снова приказал ему остановиться. Через несколько дней война завершилась, однако американские войска ушли из Чехословакии лишь в ноябре 1945 г.
Западные историки объясняют поведение Паттона “самоуправством”, однако эта версия не выдерживает критики. Армия – сложный механизм с жёсткой иерархической структурой, в которой мнение одного человека не играет особой роли. Пусть это даже такой одиозный командарм, как Паттон.
Сюжетная подоплёка сценария такова: поскольку советскому командованию было известно об операции “Немыслимое”, то было решено нанести упреждающий удар. В случае успеха наступления, конфликт можно было бы локализовать дипломатическими методами, списав всё на самоуправство Паттона. Неуспех же операции грозил началом новой тотальной войны в условиях превосходства союзников в стратегической авиации и монополии на атомное оружие. Ставки в операции “Немыслимое” были высоки.
Вернёмся к нашему сценарию. Он отличается от сражений Второй Мировой войны составом и качеством войск противоборствующих сторон. Война в Европе отгремела совсем недавно, и количество опытных дивизий велико. Значительную часть войск составляют подвижные соединения – танковые и механизированные. Имеются также воздушно-десантные дивизии. Таким образом, игроки обладают большим количеством сильных и высокомобильных соединений, однако реализовать преимущество в подвижности будет непросто. Дело в том, что боевые действия развернутся в гористо-лесистой местности, пересечённой несколькими крупными реками, с умеренно разветвлённой дорожной сетью. В этих условиях контроль над транспортными артериями становится приоритетной задачей, а выбор маршрута движения войск – важнейшим решением.
Основное направления движения в этом сценарии – широтное, для него пригодны пять маршрутов. При наступлении по всем дорогам одновременно неизбежно распыление сил и снижение ударных возможностей на каждом из направлений. Однако и концентрация усилий на одном-двух маршрутах не является лучшей альтернативой. Поначалу такой удар трудно заблокировать войсками, однако рано или поздно противник поймёт, что имеет дело с основной ударной группировкой и начнёт перебрасывать на это направление резервы и подкрепления, нивелируя первоначальное преимущество. Более того, такой удар легко затормозить авиацией, диверсантами и арьергардами (последние в этом сценарии длятся два хода). Парализовав движение на узких горных и лесных дорогах, противник не только затормозит продвижение вперёд, но и создаст проблемы с подвозом снабжения, что чревато полной потерей наступательного импульса.
Оптимальным выглядит компромиссный вариант, предполагающий ведение постоянной и активной разведки на всех маршрутах и наличие подвижного резерва. Разведка даёт оценку силам противника, после чего резерв выдвигается в нужное место. Залогом успеха являются высокие темпы наступления, которые позволяют наносить удары в неожиданном для противника месте, что должно приводить к его окружению и скорейшему уничтожению. Однако для поддержания высокой маневренности войск придётся периодически делать остановки на заправки топливом (refit). Таким образом, успешно наступать в сложной местности возможно, хотя это и потребует серьёзной подготовки.
Обороняться в данном сценарии не намного проще. В начале сценария надёжно прикрыть все направления сразу не получится, а потому здесь не менее важно вести разведку и иметь подвижный резерв на случай неожиданностей. Местность позволяет долго оборонять ключевые позиции, однако всегда нужно быть готовым к отходу – терять войска без крайней необходимости не стоит.
Перейдём непосредственно к сценарию. Начинает наступление Красная Армия. На её стороне – внезапность и превосходство в численности. Противник опирается на естественные рубежи и оборонительные сооружения, которые, впрочем, не помогут остановить советское наступление. Американцы будут стараться замедлить продвижение РККА и продержаться до подхода подкреплений, которые в данном сценарии приходят не по расписанию, а за счёт получения alert очков. Очки даются за счёт захвата ключевых точек, которые расставлены довольно хитро: продвигаясь на запад, советский игрок будет вынужден захватить множество городов, дающих alert очки противнику. “Советские” же города находятся ближе к “американскому” краю карты и добраться до них непросто. Впрочем, побороться за эти города определённо стоит: на кону стоит ни много ни мало, а целая танковая армия! Её появление может открыть второе дыхание у советского наступления.
По ходу сценария превосходство СССР будет сокращаться, а сопротивление американцев – возрастать. По замыслу сценариста, это связано с завоеванием союзниками господства в воздухе. Это приведёт к негативным последствиям не только в воздухе (авиаподдержка наступающих войск, ковровые бомбардировки и воздействие на коммуникации противника), но и на земле (уровень снабжения, количество пополнений, использование грузовиков и поездов для перемещения войск). Интересно отметить, что по ночам, когда самолёты не летают, ситуация будет улучшаться.
Помимо этого, подходящие к противнику подкрепления компенсируют понесённые потери, позволят стабилизировать фронт и начать борьбу за инициативу. Большая роль в грядущем контрнаступлении отводится американским союзникам из вермахта и сс. Это – одиннадцать сильных дивизий, включая танковые и моторизованные, в том числе и “лейбштандарт”. Правда, сразу направить их в бой не получится – не одна из них полностью не укомплектована (имеют по 1 step). Придётся потратить 5-8 ходов на то, чтобы довести их до максимальной численности. Впрочем, если ситуация совсем плохая, то придётся бросать их в бой как есть. Наконец во второй половине сценария, стороны поменяются ролями: в наступление перейдут американо-немецкие войска, а РККА будет обороняться. Местность теперь будет играть на руку советским войскам, а запас прочности будет определяться тем, каких успехов удалось достичь в первой фазе сражения и какой ценой.
Отдельно стоит отметить роль воздушных десантов в этом сценарии. Первый ход Красной Армии начинается с высадки двух дивизий ВДВ. Их можно использовать в ближнем или в глубоком тылу. В первом случае можно их высадить, например, к западу от Пльзеня – тогда они помогут скорее овладеть городом, после чего их можно использовать как сильную линейную пехоту. Во втором случае десантники могут захватить несколько ключевых городов, дающих alert очки. Конечно, это будет означать, что десантом придётся пожертвовать. Но, во-первых, они на некоторое время отвлекут на себя силы противника, которые могли бы быть использованы для отражения основного удара. А во-вторых, полученные alert очки дадут игроку две стрелковые дивизии и один моторизованный корпус, а также приблизят появление танковой армии.
Что касается американцев, то у них в середине сражения высаживается два десанта: сначала три батальона рейнджеров, а затем три дивизии ВДВ. Рейнджеров можно забрасывать только в тыл противника, где они должны заниматься диверсионной работой и, скорее всего, будут уничтожены. А вот десантников можно высадить и на своей территории, а потому их использование зависит от текущей ситуации на фронте. Если инициатива за игроком, то можно высадить десанты в ближнем тылу противника и нанести встречный контрудар “обычными” войсками. Таким образом вполне реально сорвать наступление противника на одном из направлений. Если положение тяжёлое, то можно высадить их на своей территории, используя как высокомобильный резерв для усиления обороны. А если ситуация критическая и нужно любой ценой выиграть хоть немного времени, то можно высадить их в глубоком тылу противника и перекрыть пути подхода подкреплений. В этом случае десантники рано или поздно будут уничтожены, однако противник будет вынужден снимать войска с фронта и тратить время на уничтожение трёх сильных дивизий. Впрочем, не обязательно использовать все три дивизии одинаково – каждой из них можно поручить отдельную задачу.
В целом, перед нами весьма продуманный и сбалансированный сценарий. Это сражение не будет простым ни для одной из сторон, но при этом оба игрока могут добиться победы. Всё будет зависеть от того, кто лучше спланирует и проведёт операцию. Для данного сценария было создано четыре варианта: основной, альтернативный и два эпизодичных, каждый из которых можно сыграть с компьютером. Первые два варианта – основной и альтернативный – длятся 42 хода (две недели). Альтернативный вариант даёт преимущество советскому игроку в виде подхода 1-й гвардейской танковой армии по расписанию, а не за alert очки. Эпизодичные варианты аналогичны основному, но отличаются от него меньшей продолжительностью (21 ход – неделя), и посвящены первоначальным событиям на северном и южном участках фронта. Во всех вариантах один день длится 3 хода: два дневных и один ночной. Ночью хуже видно, труднее маневрировать и воевать. Также стоит сказать, что ночью используется отдельная карта. Насколько мне известно, ночная карта используется всего в двух сценариях: Эль Аламейн для КР и в этом.
В завершение стоит сказать, что операция “Немыслимое” заставляет задуматься о причинах столь стремительного ухудшения отношений между СССР и США, когда вчерашние союзники в одночасье стали заклятыми врагами. Можно ли было этого избежать или это было неизбежно? Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев отношения двух стран в исторической перспективе.
Продолжение: Battlefront, ч.1
Этот гипотетический сценарий имеет историческую подоплёку: "самовольный" захват 3-ей армией Паттона чешского города Пльзень. |
Западные историки объясняют поведение Паттона “самоуправством”, однако эта версия не выдерживает критики. Армия – сложный механизм с жёсткой иерархической структурой, в которой мнение одного человека не играет особой роли. Пусть это даже такой одиозный командарм, как Паттон.
Основное направления движения в этом сценарии – широтное, для него пригодны пять маршрутов. При наступлении по всем дорогам одновременно неизбежно распыление сил и снижение ударных возможностей на каждом из направлений. Однако и концентрация усилий на одном-двух маршрутах не является лучшей альтернативой. Поначалу такой удар трудно заблокировать войсками, однако рано или поздно противник поймёт, что имеет дело с основной ударной группировкой и начнёт перебрасывать на это направление резервы и подкрепления, нивелируя первоначальное преимущество. Более того, такой удар легко затормозить авиацией, диверсантами и арьергардами (последние в этом сценарии длятся два хода). Парализовав движение на узких горных и лесных дорогах, противник не только затормозит продвижение вперёд, но и создаст проблемы с подвозом снабжения, что чревато полной потерей наступательного импульса.
Оптимальным выглядит компромиссный вариант, предполагающий ведение постоянной и активной разведки на всех маршрутах и наличие подвижного резерва. Разведка даёт оценку силам противника, после чего резерв выдвигается в нужное место. Залогом успеха являются высокие темпы наступления, которые позволяют наносить удары в неожиданном для противника месте, что должно приводить к его окружению и скорейшему уничтожению. Однако для поддержания высокой маневренности войск придётся периодически делать остановки на заправки топливом (refit). Таким образом, успешно наступать в сложной местности возможно, хотя это и потребует серьёзной подготовки.
Обороняться в данном сценарии не намного проще. В начале сценария надёжно прикрыть все направления сразу не получится, а потому здесь не менее важно вести разведку и иметь подвижный резерв на случай неожиданностей. Местность позволяет долго оборонять ключевые позиции, однако всегда нужно быть готовым к отходу – терять войска без крайней необходимости не стоит.
Перейдём непосредственно к сценарию. Начинает наступление Красная Армия. На её стороне – внезапность и превосходство в численности. Противник опирается на естественные рубежи и оборонительные сооружения, которые, впрочем, не помогут остановить советское наступление. Американцы будут стараться замедлить продвижение РККА и продержаться до подхода подкреплений, которые в данном сценарии приходят не по расписанию, а за счёт получения alert очков. Очки даются за счёт захвата ключевых точек, которые расставлены довольно хитро: продвигаясь на запад, советский игрок будет вынужден захватить множество городов, дающих alert очки противнику. “Советские” же города находятся ближе к “американскому” краю карты и добраться до них непросто. Впрочем, побороться за эти города определённо стоит: на кону стоит ни много ни мало, а целая танковая армия! Её появление может открыть второе дыхание у советского наступления.
Полоса наступления 3-ей ударной армии захватывает Пльзень и Карслбад (ныне Карловы Вары) |
По ходу сценария превосходство СССР будет сокращаться, а сопротивление американцев – возрастать. По замыслу сценариста, это связано с завоеванием союзниками господства в воздухе. Это приведёт к негативным последствиям не только в воздухе (авиаподдержка наступающих войск, ковровые бомбардировки и воздействие на коммуникации противника), но и на земле (уровень снабжения, количество пополнений, использование грузовиков и поездов для перемещения войск). Интересно отметить, что по ночам, когда самолёты не летают, ситуация будет улучшаться.
Помимо этого, подходящие к противнику подкрепления компенсируют понесённые потери, позволят стабилизировать фронт и начать борьбу за инициативу. Большая роль в грядущем контрнаступлении отводится американским союзникам из вермахта и сс. Это – одиннадцать сильных дивизий, включая танковые и моторизованные, в том числе и “лейбштандарт”. Правда, сразу направить их в бой не получится – не одна из них полностью не укомплектована (имеют по 1 step). Придётся потратить 5-8 ходов на то, чтобы довести их до максимальной численности. Впрочем, если ситуация совсем плохая, то придётся бросать их в бой как есть. Наконец во второй половине сценария, стороны поменяются ролями: в наступление перейдут американо-немецкие войска, а РККА будет обороняться. Местность теперь будет играть на руку советским войскам, а запас прочности будет определяться тем, каких успехов удалось достичь в первой фазе сражения и какой ценой.
В южной части карты наступает 8-я гвардейская армия, её цель - Регенсбург |
Отдельно стоит отметить роль воздушных десантов в этом сценарии. Первый ход Красной Армии начинается с высадки двух дивизий ВДВ. Их можно использовать в ближнем или в глубоком тылу. В первом случае можно их высадить, например, к западу от Пльзеня – тогда они помогут скорее овладеть городом, после чего их можно использовать как сильную линейную пехоту. Во втором случае десантники могут захватить несколько ключевых городов, дающих alert очки. Конечно, это будет означать, что десантом придётся пожертвовать. Но, во-первых, они на некоторое время отвлекут на себя силы противника, которые могли бы быть использованы для отражения основного удара. А во-вторых, полученные alert очки дадут игроку две стрелковые дивизии и один моторизованный корпус, а также приблизят появление танковой армии.
Что касается американцев, то у них в середине сражения высаживается два десанта: сначала три батальона рейнджеров, а затем три дивизии ВДВ. Рейнджеров можно забрасывать только в тыл противника, где они должны заниматься диверсионной работой и, скорее всего, будут уничтожены. А вот десантников можно высадить и на своей территории, а потому их использование зависит от текущей ситуации на фронте. Если инициатива за игроком, то можно высадить десанты в ближнем тылу противника и нанести встречный контрудар “обычными” войсками. Таким образом вполне реально сорвать наступление противника на одном из направлений. Если положение тяжёлое, то можно высадить их на своей территории, используя как высокомобильный резерв для усиления обороны. А если ситуация критическая и нужно любой ценой выиграть хоть немного времени, то можно высадить их в глубоком тылу противника и перекрыть пути подхода подкреплений. В этом случае десантники рано или поздно будут уничтожены, однако противник будет вынужден снимать войска с фронта и тратить время на уничтожение трёх сильных дивизий. Впрочем, не обязательно использовать все три дивизии одинаково – каждой из них можно поручить отдельную задачу.
В целом, перед нами весьма продуманный и сбалансированный сценарий. Это сражение не будет простым ни для одной из сторон, но при этом оба игрока могут добиться победы. Всё будет зависеть от того, кто лучше спланирует и проведёт операцию. Для данного сценария было создано четыре варианта: основной, альтернативный и два эпизодичных, каждый из которых можно сыграть с компьютером. Первые два варианта – основной и альтернативный – длятся 42 хода (две недели). Альтернативный вариант даёт преимущество советскому игроку в виде подхода 1-й гвардейской танковой армии по расписанию, а не за alert очки. Эпизодичные варианты аналогичны основному, но отличаются от него меньшей продолжительностью (21 ход – неделя), и посвящены первоначальным событиям на северном и южном участках фронта. Во всех вариантах один день длится 3 хода: два дневных и один ночной. Ночью хуже видно, труднее маневрировать и воевать. Также стоит сказать, что ночью используется отдельная карта. Насколько мне известно, ночная карта используется всего в двух сценариях: Эль Аламейн для КР и в этом.
Ночная карта сделана не просто для красоты - ночью воевать гораздо сложнее, лучше потратить это время на подготовку к новым боям |
В завершение стоит сказать, что операция “Немыслимое” заставляет задуматься о причинах столь стремительного ухудшения отношений между СССР и США, когда вчерашние союзники в одночасье стали заклятыми врагами. Можно ли было этого избежать или это было неизбежно? Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев отношения двух стран в исторической перспективе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий