Корсунь-Шевченковская операция (24 января – 17 февраля 1944 г.)
Возможно, некоторые читатели, уже задавались вопросом: а имеет ли игра от SSG отношение к одноимённой легендарной настолке? Для тех, кто не в курсе, поясняю: в 1979 г. Джек Рэйди (Jack Radey), основатель фирмы People's War Games, выпустил варгейм, посвящённый Корсунь-Шевченковской операции под названием Korsun Pocket. В узких кругах любителей настольных варгеймов и Джек, и его фирма, и эта игра пользуются большим уважением. Так вот, компьютерная игра от SSG имеет к этой настолке самое прямое отношение: нет сомнений в том, что авторы брали её за образец и черпали в ней вдохновение. Более того, сам Рэйди принял участие в её разработке: его имя упомянуто в числе авторов игры в руководстве к ней. Он отвечал за исторические исследования. Интересно отметить, что это первый и последний случай, когда сторонний автор принимал участие в создании игры от SSG. В последующих играх ребята из Сиднея обходились собственными силами. В любом случае, участие такого авторитета в разработке игры является серьёзной заявкой на успех!
Положение на 25 января 1944 г.: на западе - 1-й Украинский фронт, на востоке - 2-й. |
Джек Рэйди – автор и соавтор девяти настольных варгеймов, большая часть из которых посвящена различным операциям на советско-германском фронте. Помимо Корсунь-Шевченковской операции, Рэйди создал игры посвящённые боям в районе Кировограда, Киева, Новороссийска, Харькова, Ленинграда и даже Бородино в 1941 г. О некоторых из этих игр мы ещё поговорим в дальнейшем. Игры Джека отличаются взвешенным и объективным подходом к изложению событий, в отличие от многих других его коллег по цеху, безоговорочно принимающих на веру немецко- и англоязычные источники. Впрочем, военные игры – не единственное увлечение Джека Рэйди, он ещё и историк. В 2012 г. вышла его первая книга – The Defense of Moscow 1941: The Northern Flank, написанная в соавторстве с Чарльзом Шарпом (Charles Sharp) и посвящённая боям в районе Калинина в октябре 1941 г.
В работе над игрой принимал участие Джек Рейди, автор одноимённого настольного варгейма 1979 г. |
Конечно, Korsun Pocket 2003 г. не является полной копией Korsun Pocket 1979 г. Между этими двумя играми есть множество различий. Самое заметное из них заключается в том, что в компьютерной игре основным юнитом под командованием игрока является полк, а в настольной – батальон. Это положительно повлияло на игровой процесс, сделав его менее трудозатратным. Любопытно отметить, что масштаб настольной игры был сохранён в другой компьютерной игре, посвящённой Корсунь-Шевченковской операции и вышедшей годом ранее, в 2002 г. Речь идёт о Panzer Campaigns: Korsun '44 от Джона Тиллера, и на её примере хорошо видно, что батальонный уровень – не самое лучшее решение для варгеймов такого масштаба.
Стоит также отметить, что Korsun Pocket стала не первой игрой от SSG, где рассматривалась Корсунь-Шевченковская операция. Впервые это сражение было рассмотрено в варгейме Panzer Battles из серии Battlefront, вышедшем в 1989 г. Поскольку эти серия была выполнена в меньшем масштабе (под командованием игрока находятся 3-4 дивизии), то и сценарий был посвящён не всей операции, а её отдельному эпизоду. Несмотря на неточности в ОШС, данный сценарий представляет определённый интерес благодаря оригинальной игровой системе серии Battlefront.
Итак, январь 1944 г. В результате предыдущих боёв позиции немецких войск в районе Черкасс установились в форме выступа между 1-м и 2-м Украинскими фронтами, находящимися с запада и востока соответственно. Ставкой было решено этот выступ срезать, а немецкие войска – окружить. Реализацией этого плана мы и будет заниматься в игре.
Под нашим командованием войска двух фронтов. Это несколько армий, состоящих из десятков дивизий и сотен полков. Силы немцев, которые мы тоже можем посмотреть во вкладке ОШС, выглядят скромнее, но на самом деле в их дивизиях на 1 полк больше, а в большинстве советских полков наблюдается некомплект личного состава, являющийся следствием предыдущих тяжёлых боёв. Поэтому в пересчёте на батальоны (steps) силы сторон практически равны. В начале сражения у РККА есть 5 танковых и механизированных корпусов (аналоги дивизии), потом подойдут ещё 2. Также у 2-го УФ есть в 5 гв кк, состоящий из 3 кав. дивизий. У немцев в начале сражения есть 4 танковые дивизии, потом подойдут ещё 6. Подвижные соединения у обеих сторон также не в полной комплекции. Пожалуй, единственный перевес на стороне РККА – это артиллерия. Советские войска имеют много подвижных “катюш”, а также дальнобойную ствольную артиллерию.
Игра начинается 25 января с наступления 2-ого УФ. |
Начнут операцию войска 2-го Украинского фронта, на следующий день к ним присоединятся войска 1-го Украинского фронта. Кроме того, несколько первых ходов немецкие войска будут "удивлены" (surprised). Это значит, что практически все немецкие войска будут стоять на месте, и им нельзя будет отдавать приказы. Исключение составляют только те формирования, к которым войска РККА приблизились на 2 гекса. Так во всех играх от SSG моделируется неразбериха и инертность, которая всегда царит среди обороняющихся в первые дни наступления. Через несколько ходов немецкие войска “проснутся” и начнут оказывать осмысленное сопротивление.
26 января в наступление переходят войска 1-ого УФ. |
Начиная с этого момента, сражение может пойти в любом ключе. Исторического результата вы можете и не добиться. Войска 2-го Украинского фронта будут наступать со всей возможной скоростью, стремясь прорваться к Шполе и Звенигородке. В 1944 г. немцы получили приказы держать позиции до последнего. В игре же лучшей стратегией для них на правом фланге будет отводить войска с рубежа на рубеж в ожидании подхода подкреплений. В 1944 году в полосе 1-го Украинского фронта удалось относительно быстро прорвать немецкую оборону. В игре же на это, как правило, уходит гораздо больше времени, а иногда и не удаётся вовсе.
Примерно через неделю после начала операции сильно потеплеет, пойдут дожди и дороги развязнут, крупные реки станут непреодолимым препятствием для движения войск и припасов. Темпы продвижения войск упадут в разы, а радиус снабжения грузовиков уменьшится. Если советский игрок был беспечен и не просматривал метеосводки, то погода может создать настоящий кризис в войсках. В наибольшей опасности окажутся подвижные соединения: танковые и механизированные части, которые имеют привычку наступать далеко впереди основной массы пехотных войск. Они могут остаться без припасов, их могут окружить и уничтожить. Надеюсь, вы не форсировали реки вброд, не захватив предварительно мосты? Если же советский игрок наступал осторожно, не отрываясь далеко от снабженцев, то можно попытаться использовать распутицу в свою пользу: немцы страдают от плохих дорог в не меньшей степени. С другой стороны, слишком осторожное наступление позволит немцам выстроить оборону на удобных рубежах, что в будущем осложнит нам жизнь. Через некоторое время похолодает и дороги схватятся. Но потом опять наступит распутица, вслед за ней – опять похолодает. Это если играть с исторической погодой. Со случайной погодой всё может быть по-другому.
1 февраля 1944 г.: первая попытка немцев по деблокированию окружённой группировки. |
Детально предусмотреть дальнейшее развитие событий невозможно, слишком много факторов, оказывающих влияние на обстановку, главный из которых – противник. Через некоторое время к немцам начнут поступать подкрепления, и количество их танков станет сопоставимо с вашим. Если вы захватили много ключевых локаций, то будьте готовы, что к немцам придут дополнительно 2-3 дивизии, которые будут вам постоянно мешать. Также нелишним будет заметить, что 2-й Украинский фронт имеет постоянную угрозу с юга в лице немецкой группировки, расположенной за рекой Большая Высь в районе Новомиргорода. Наличие этих сил вынуждает держать там заслон и опасаться за свой левый фланг. Можно, конечно, попытаться эти войска противника уничтожить, но тогда, скорее всего, не хватит сил и времени на Корсунскую группировку немцев.
Таким образом, это будет непростое сражение. Красной Армии нужно одновременно наступать и обороняться по всем направлениям, уничтожать противника и занимать территорию. В начале сражения инициатива принадлежит РККА, но подошедший немецкий 3 танковый корпус способен за неё побороться.
Однако и для немцев это сражение тоже не будет простым. Сначала необходимо отступать: не слишком быстро, чтобы дождаться подкрепления, и не слишком медленно, чтобы не попасть в окружение. С подходом резервов надо попытаться выровнять линию фронта и перехватить инициативу.
10 февраля началась вторая попытка деблокады и выхода немцев из окружения... |
... одному из эпизодов которой - обороне Лысянки 10-14 февраля - был посвящён сценарий варгейма Panzer Battles, выпущенного SSG в 1989 г. |
Также существует возможность сыграть не всю операцию целиком, а по частям, на разных этапах сражения. Возможные сценарии: борьба в полосе 1-го и 2-го Украинских фронтов, ликвидация окружённой под Корсунем группировки немцев, немецкая попытка деблокады кольца окружения в районе Лысянки. Наличие таких сценариев является большим плюсом, поскольку позволяет решать возникающие задачи при отличном от первоначального соотношении сил. Также имеется один неисторический сценарий, позволяющий потренироваться в руководстве войсками.
В этом небольшом сценарии можно поупражняться в различных приёмах командования пехотой и подвижными соединениями. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий