Начало здесь
Предыдущая статья здесь
ОСОБЕННОСТИ ВАРГЕЙМЕРОВ
Компьютерные варгеймы – весьма разнообразный жанр. Игры, которые к нему относятся, могут очень сильно отличаться друг от друга по форме и содержанию, однако общие черты у них всё же есть. Такая же ситуация и с игроками: многое их отличает друг от друга, но можно выделить ряд черт, присущих практически всем любителям игр этого жанра. Однако, прежде чем мы перейдём к составлению портрета среднестатистического варгеймера, следует сначала определиться с терминологией.
Кто такие кресельные генералы и ворчуны?
Человека, играющего в варгейм, обычно называют варгеймером (wargamer). Кроме того, в западных странах используются такие названия как кресельный генерал (armchair generals) или ворчун (grognards). Первый термин созвучен популярному в последнее время в нашей стране термину “диванный генерал” (или стратег, воин, аналитик), однако, в отличие от него имеет не пренебрежительно-отрицательный, а иронично-нейтральный оттенок, по крайней мере, в отношении варгеймеров. Также “кресельным генералом” часто называют военного бюрократа, который далеко продвинулся по службе, но не имеет боевого опыта. Что касается ворчунов (grognards), то это заимствованное французское слово, которым Наполеон называл солдат своей Старой Гвардии за то, что только они пользовались привилегией открыто высказывать императору своё недовольство по какому-либо вопросу. Считается, что впервые называть варгеймеров ворчунами стал в начале 70-х гг. Джон Янг (John Young), сотрудник легендарной компании-производителя настольных варгеймов SPI. Главе компании Джиму Даннигану (Jim Dunnigan) это слово понравилось, и он стал употреблять его на страницах не менее легендарного журнала Strategy & Tactics, после чего данный термин широко распространился в среде любителей военных игр. Давайте познакомимся с ними поближе.
Ворчун Старой гвардии Наполеона и ворчуны Джона Янга (сам Янг сидит под плакатом с сигаретой). |
Как бы это банально ни звучало, но варгеймер – это любитель военных игр. Следовательно, это человек, интересующийся военным делом. Некоторые из них являются военными по профессии или имеют опыт службы в вооружённых силах, но далеко не все. Практически все игроки также увлекаются историей, преимущественно историей военной. Эти два увлечения предполагают наличие некоторого багажа знаний, накопить который можно только за определённый временной период. Из этого следует, что варгеймеры, в основном, являются людьми достаточно взрослыми. Кроме того, подобная тематика редко интересна женщинам, и потому варгеймы являются, по всей видимости, самым мужским жанром игр.
Впрочем, бывают и исключения. Например, Дениза Бевард (Denise Bevard) – не просто игрок, но и автор большого количества сценариев для таких серий как Steel Panthers, Campaign Series и The Operational Art of War.
Впрочем, бывают и исключения. Например, Дениза Бевард (Denise Bevard) – не просто игрок, но и автор большого количества сценариев для таких серий как Steel Panthers, Campaign Series и The Operational Art of War.
Несмотря на то, что варгеймы являются нишевым продуктом, их разнообразие очень велико, ведь, как мы уже отмечали, военное дело тоже крайне неоднородно. Вследствие этого, одному человеку, как правило, не под силу изучить все существующие варгеймы. Один может увлекаться наполеоновской эпохой, другой – морскими сражениями начала ХХ века, а третий – вообще фантастическими вселенными. И все они будут варгеймерами. Помимо различных видов компьютерных варгеймов игроки могут также интересоваться варгеймами настольными, но далеко не все могут в полной мере заняться этим увлечением по причине отсутствия времени или единомышленников. В этой связи компьютерные варгеймы выступают как реальная альтернатива настольным играм. Также многие варгеймеры интересуются таким жанром компьютерных игр, как симуляторы. Причём симуляторы не аркадные, а реалистичные, которых, кстати, не так уж и много – гораздо меньше, чем тех же варгеймов.
Зачем играть в варгеймы?
Итак, варгеймеры – это преимущественно взрослые мужчины, увлекающиеся военным делом и историей, обладающие определёнными познаниями в этих областях, приобретёнными в теории или на практике. Тот факт, что это весьма небольшая группа увлечённых людей со специфическими интересами, порой порождает разговоры об “элитарности” данной публики. Впрочем, задирать нос варгеймерам не следует: у непосвящённых людей взрослый мужик, играющий в игрушки, вызывает подозрения в инфантилизме. Эти полярные мнения одинаково далеки от истины: военные игры, безусловно, являются неплохой гимнастикой для ума, но то же самое можно сказать и о многих других увлечениях. Игры не сделают вас полководцем – они просто научат вас хорошо играть, не более того.
Так что же движет варгеймерами? В рамках данной статьи мы не будем углубляться в теорию игр и ради простоты отметим, что игра является не только средством развлечения, но и инструментом обучения, а также методом моделирования различных ситуаций.
Так что же движет варгеймерами? В рамках данной статьи мы не будем углубляться в теорию игр и ради простоты отметим, что игра является не только средством развлечения, но и инструментом обучения, а также методом моделирования различных ситуаций.
На первый взгляд, варгеймы имеют мало общего с развлечениями. Устаревшая графика, непростые правила, необходимость тщательно просчитывать свои действия – таковы основные претензии к военным играм со стороны некоторых игроков. Однако у варгеймеров свои представления о веселье. Возможность почувствовать себя во главе армии, раздавать приказы подчинённым, проводить сражения и маневры, планировать кампании и разрешать возникающие проблемы – вот хлеб и соль настоящего “ворчуна”. Для этого не нужна красивая графика, а руководство пользователя объёмом в сотню страниц не является серьёзным препятствием.
Другая функция игр – образовательная. Во многих странах варгеймы используются военными для обучения командного состава. Правда, варгеймы, которые там используются, являются более сложными и обычно для невоенного человека недоступны. В гражданском сегменте варгеймов речь идёт, скорее, о самообразовании. В фантастических варгеймах можно получше узнать какую-либо фантастическую вселенную, в исторических – почерпнуть подробную информацию о том или ином историческом событии, о жизненном пути исторических личностей, о военной теории и практике различных эпох, о боевом пути различных формирований, о характеристиках вооружения и техники и многом другом. Однако не стоит забывать об идеологической ангажированности некоторых варгеймов и не принимать за чистую монету всё, что в них говорится. Впрочем, ничто не мешает игроку самостоятельно проверить игру на достоверность, основываясь на полученных ранее знаниях.
Что касается моделирования ситуаций, то тут можно выделить два направления: прикладное и теоретическое. Прикладное моделирование имеет много общего с уже упомянутым использованием варгеймов для обучения командного состава, однако отличается от него целью. Такое моделирование больше похоже на командно-штабные учения, задачей которых является поиск и устранение возможных недостатков в обороноспособности страны или отдельного её региона. В отличие от прикладного теоретическое моделирование не ставит перед собой практических целей, это уже не работа, а развлечение. Сильнее всего это направление развито в исторических варгеймах, где оно встречается в форме исторической реконструкции, а также создания гипотетических ситуаций из разряда “а что если?” (what-if?). Историческая реконструкция в компьютерных варгеймах – это создание игр или сценариев к ним, которые воспроизводят ход какой-либо битвы или кампании максимально достоверно с исторической точки зрения. Широко распространённой практикой является внесение игроками правок в созданные авторами игры сценарии с целью приблизить сценарий к историческому реализму. Хорошо сделанная реконструкция позволяет игроку почувствовать себя в роли того или иного исторического персонажа, ставит его в сходные с историческими условия и позволяет принимать решения, близкие к историческим.
Однако зачастую игрокам интересно не только повторить исторический опыт, но и придумать своё собственное решение проблемы. Здесь им на помощь приходят гипотетические сценарии. Что было бы, если в том или ином сражении одна сторона была бы немного сильнее, чем это было в истории? Что было бы, если бы Груши присоединился к Наполеону в битве при Ватерлоо? Что, если бы Мольтке Младший не изменил план Шлиффена в 1906 году? Могут ли войска ОВД пробиться через Фульдский коридор? Может ли фрегат типа «Оливер Хазард Перри» обнаружить подлодку проекта 941? На эти и многие другие вопросы позволяют ответить сценарии из разряда “а что если?”. Как правило, такие сценарии не опускаются до уровня альтернативной истории, а вносят небольшие, но важные изменения в исторические события, что делает их гипотетически возможными и оттого весьма интересными для человека, увлекающегося историей. В эту же категорию входят варгеймы, посвящённые конфликтам, которые могли случиться, но не случились. В основном, их темой является “горячая” война стран ОВД и НАТО
Комментариев нет:
Отправить комментарий