Начало здесь
ЧТО ТАКОЕ ВАРГЕЙМ КАК ЖАНР КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ?
Прежде всего необходимо разобраться в том, что же такое компьютерный варгейм и какого рода игры попадают в эту категорию. Вопрос этот не такой простой, как могло бы показаться на первый взгляд.
Определение (Что такое компьютерный варгейм?)
Компьютерный варгейм –
это разновидность стратегической игры, в которой игровой процесс основан на
моделировании боевых действий. Подобное определение является довольно
обобщённым и недостаточно конкретным, однако дать более удачное определение не
так-то просто, и на то есть несколько причин.
Не каждая стратегия про войну является варгеймом, но каждый варгейм является стратегией про войну |
Во-первых, варгеймы настолько разнообразны, что выделить общие для них признаки весьма затруднительно. Военное дело отличается большой неоднородностью: тут тебе и разные исторические эпохи, и разные театры боевых действий, и разные виды сил и рода войск, и разные масштабы сражений. Соответственно, и игры получаются очень разноплановыми. К примеру, под “классическим” варгеймом обычно понимают нечто вроде шахматного этюда: реконструкцию исторического сражения, где целью игрока является выполнить поставленную задачу имеющимися в его распоряжении силами (сухопутными формированиями уровня батальона или полка) за определённое время. Набор войск менять нельзя, их начальное расположение тоже, создание новых формирований или развитие экономики отсутствуют, карта – гексагональная, система времени – пошаговая, графика – двухмерная. Описанный здесь случай является древним, распространённым и уважаемым видом варгеймов, но отнюдь не единственным. Любое из слагаемых в описанной формуле можно заменить на противоположное (например, отдельные битвы – на целые военные кампании, исторические сражения – на фантастические, армию – на флот, отсутствие экономики на строительство армии и промышленно-финансовое развитие, походовую систему – на реальное время, двухмерную графику – на трёхмерную, и т.п.), и всё равно это будет варгейм!
Во-вторых, не существует в мире единой унифицированной
классификации игровых жанров. Многие игры с трудом вписываются в какие-то
определённые рамки, обладают признаками сразу нескольких жанров или находятся
на их стыке, а потому определить, какой компонент в них весомее, бывает довольно
трудно. С одной стороны, многие “обычные” стратегии посвящены боевым действиям,
но не являются варгеймами. Варгеймами можно считать только те стратегии, в
которых моделирование боевых действий отличается логичностью и реалистичностью
(насколько это возможно). Можно даже сказать, что варгейм – это своеобразный
статус, который присваивается стратегической игре, если она отличается
серьёзностью и глубиной проработки. У ваших юнитов нет полоски здоровья, да и
сами юниты – это не отдельные солдаты, а воинские формирования. Аналог их
полоски здоровья – потери, которые зачастую измеряются в нижестоящих
формированиях. От игрока в варгеймах не требуется высокая скорость реакции или
хороший микроконтроль, предпочтение здесь отдаётся умению планировать операции
и вносить коррективы в планы по мери их реализации. В варгеймах всё делается
спокойно и не спеша.
С другой стороны, многие варгеймы моделируют не только военный аспект конфликта, но и затрагивают сопутствующие сферы: внешнюю и внутреннюю политику, производство, финансы и прочее. Как правило, в основе этих сфер лежит проблема ограниченности ресурсов. Очень хорошо этот вопрос освещён в играх от Adanac Command Studies (Frank Hunter), где удалось наглядно показать причины позиционного тупика Первой и Второй мировых войн. При этом сам тип ресурсов не важен: как правило, стратегические варгеймы используют реальные ресурсы (деньги, люди, боеприпасы, топливо, транспорт, промышленность), а тактические – более абстрактные (очки). Помимо экономики многие варгеймы содержат ролевые элементы, которые используются при моделировании человеческого фактора: навыков, опыта и приобретаемых умений ваших солдат и офицеров. Однако все эти элементы не делает варгейм экономическим симулятором или ролевой игрой. В варгеймах все сопутствующие сферы носят второстепенный по отношению к боевым действиям характер.
Вопрос о жанровой принадлежности той или иной игры, а также
о том, относится та или иная игра к категории варгеймов, является зачастую
дискуссионным. Поэтому мы изучим ситуацию с классификацией игровых жанров
отдельно. Но перед этим немного конкретизируем данное ранее определение. Итак, компьютерный варгейм – это разновидность
стратегической игры, в которой игровой процесс основан на моделировании боевых
действий, которое отличается логичностью и реалистичностью, и носит
приоритетный характер по отношению ко всем невоенным элементам; для игрового
процесса характерен приоритет разработки операций над их исполнением,
планирования над микроконтролем; под контролем игрока находятся воинские
формирования, а не отдельные солдаты.
В силу разнообразия варгеймов даже такое определение не
является исчерпывающим, а потому следует рассмотреть на примерах, какие игры
принято относить к категории варгеймов, что у них общего и в чём их отличия от других
игровых жанров. Изучение этого вопроса мы начнём с анализа тех жанров
компьютерных игр, которые могут иметь черты, присущие варгеймам.
Продолжение: близкие жанры
И вот тут, я пожалуй готов поспорить. Я всё же считаю, что фантастическими варгеймы быть не могут, только историческими или околоисторическими, например гипотетические военные конфликты ближайшего будущего. Разгадка проста. Вооружениям и возможностям боевых подразделений фантастического будущего, или сказочной страны, мы можем приписывать какие угодно характеристики и вертеть ими как захотим. Ни о каком моделировании (а ведь моделирование, это один из признаков варгейма) речи идти не может, потому что мы никак не сможем смоделировать поведение "Laser Lightbeam Mark III K-14" против "Щит энергосиловой десантный, тип 6", или крылатой кавалерии эльфов против летучей вампирской пехоты, мы можем только нафантазировать, причём фантазия не будет ограничена вообще ничем.
ОтветитьУдалить"причины позиционного тупика Первой и Второй мировых войн"
Серьёзно?! Позиционный тупик во Второй Мировой?! В))
Вопрос о фантастических варгеймах, безусловно, дискуссионный. Ваша точка зрения весьма популярна, однако я всё же считаю эти игры варгеймами хотя бы в силу исторических причин.
УдалитьНасчёт позиционного тупика во Второй Мировой я, возможно, не очень удачно выразился. Имелась в виду ситуация, когда войска, насыщенные танками, артиллерией и авиацией, долго не могут прорвать оборону противника. В Piercing Fortress Europa от Adanac это хорошо показано.