13 сентября 2020

Flashpoint Campaigns 02 - Main Battle Tank

Начало здесь

Компьютерные варгеймы

Впрочем, Simulations Canada выпускала не только настольные варгеймы, но и компьютерные. С 1983 по 1987 гг. Simulations Canada осуществляла выпуск настольных и компьютерных варгеймов параллельно, однако с 1988 г. компания перешла на исключительно компьютерные версии. Игры создавались под разные платформы: Apple II, Commodore 64, Amiga, Atari ST и PC.

Компьютерные варгеймы SimCan, как и настольные, уделяли большое внимание морской тематике.

Впрочем, назвать эти варгеймы компьютерными было бы не совсем правильно. Это так называемые computer assisted (paper based) wargames, что можно перевести как настольно-компьютерные варгеймы. В 80-е годы варгеймы такого рода получили достаточно широкое распространение. Основная идея при создании такой игры заключается в том, чтобы соединить достоинства настольных и компьютерных варгеймов, попутно исключив их недостатки. Оба игрока по-прежнему должны находиться в одном помещении, однако теперь для игры также требовался персональный компьютер.

Игровой процесс в настолько-компьютерных варгеймах выглядит примерно так.

В визуальном плане компьютерные варгеймы от Simulations Canada представляли собой игры без графики (или с так называемой ASCII-графикой), где вся информация содержится исключительно в текстовом виде. В комплекте с игрой шли игровое поле и фишки (а для морских варгеймов – ламинированные карты и стираемые эскизные карандаши или фломастеры), на которых совершалась первоначальная расстановка войск. После этого можно было запускать игру с дискеты и вводить команды. Компьютер совершал расчёты и выдавал результаты, после чего можно было передвигать фишки на столе, отображая изменения в ситуации. Компьютер мог возглавить одну из сторон, и тогда игра становилась одиночной. Можно было также поставить его во главе обеих армий и посмотреть, что из этого получится.

С помощью современных технологий варгеймы, в которые можно играть с помощью компьютера, обрели второе дыхание. Они получили некоторое распространение в варгеймах с миниатюрами, где искусственный интеллект может выступить оппонентом одинокому игроку. А с помощью планшета можно измерять расстояние между фигурками или в несколько кликов проводить сотни бросков кубиков.

Программы для игры в настольные варгеймы с миниатюрами при помощи компьютера выпускаются и в наши дни.


Первый свой компьютерный варгейм Simulations Canada выпустила в 1983 г., а всего за последующие 11 лет (с 1983 по 1993 гг.) их было создано 29 штук. Одна из них – Kriegsmarine, вышедшая в 1989 г., стала переносом на ПК одноимённой настолки 1980 г. выпуска. Другая – Grand Fleet, вышедшая в 1988 г., была наоборот переиздана в форме настольного варгейма в 2010 г. Как и в случае с настольными играми, примерно треть из них была на морскую тематику, остальные – на сухопутную.

Стоит отметить, что Simulation Canada прославилась своей борьбой с пиратством, из-за чего найти их игры практически невозможно. Кое-что (10 штук) всё же удалось отыскать в архиве интернета. Однако, по правде говоря, большого смысла в этих поисках нет: будет доступна только текстовая версия игры, в которую без визуальной составляющей в виде игрового поля и фишек будет просто невозможно играть. Не имея карты местности, управлять войсками придётся вслепую. Насколько мне известно, исключение составляют лишь две игры – Malta Storm (1989) и Red Sky at Morning (1993) – которые можно найти на сайте Old-Games. Речь о них пойдёт чуть позже.

При работе над компьютерными варгеймами Ньюберг охотнее прибегал к помощи других людей. В общей сложности все компьютерные варгеймы от Simulations Canada были созданы усилиями 6 человек. При этом авторский коллектив каждой игры не превышал одного-двух человек. Помимо Стива, принимавшего участие в создании 12 игр, наибольший вклад внесли Стивен Джон (Stephen St. John) и Бил Николс (Bill Nichols).

Компоненты некоторых настолько-компьютерных игр SimCan. Помимо карты, правил и фишек, неприменным их атрибутом является дискета.

Для нашего дальнейшего повествования стоит также отметить Роберта Крэндалла (Robert Crandall). В 1989 г. совместно с Ньюбергом он создаёт игру Malta Storm, а в 1990-1991 – самостоятельно два варгейма Pacific Storm – The Solomon's Campaign и Pacific Storm – The Midway Campaign.

Роберту Крэндаллу (в центре) суждено было сыграть ведущую роль в создании FCRS.

Мне удалось найти только первую из этих игр. И хотя Malta Storm является настольно-компьютерной, в ней вполне можно разобраться, поскольку карта в ней состоит всего из трёх областей. Это игра с текстовой графикой, которая сводится к изучению рапортов и раздаче приказов общего характера. Игра проста в освоении и довольно увлекательна, поскольку битва за Мальту – это очень непростое и многогранное сражение, победить в котором непросто каждой из сторон.

При желании, в Malta Storm можно поиграть и без настольных компонентов.

В рамках данной статьи мы не будет рассматривать все компьютерные варгеймы от Simulations Canada. Для нашего повествования достаточно будет вкратце рассказать о серии варгеймов под названием Main Battle Tank (MBT), выходившей в 1988-1991 гг. Авторами её были Стивен Ньюберг и Стивен Джон. В рамках серии вышло 3 игры (Central Germany, North Germany и Middle East). Игру можно найти в архиве интернета, но ознакомиться с ней в полной мере не представляется возможным в силу указанных выше причин. Тем не менее кое-какие особенности её можно отметить. Так, на игрока возложена роль командира полка, а под его началом находятся роты или взводы. У каждого игрока было по 10-30 юнитов, но не более 40 на двоих. Из интересных особенностей (“изюминок”) игры можно отметить правило на ограничение количества издаваемых приказов и настройки поведения войск, подробнее о которых мы поговорим чуть позже.

Main Battle Tank - далёкий предок Flashpoint Campaigns: Red Storm. Все события подаются в виде радиодонесений, а в конце сценария можно проследить путь каждого юнита.

Что касается баланса, то здесь трудно сказать что-то определённое. Отмечу лишь, что в сценариях, моделирующих встречный бой, когда силы обоих игроков должны быть примерно равны, количество “красных” юнитов вдвое превышает число юнитов “синих”. Это позволяет предположить, что баланс в игре строится по принципу “качество против количества”, где советским войскам отведена роль слабой, но многочисленной стороны.

Наряд сил НАТО и ОВД во встречном бою.

Как известно, настольно-компьютерные варгеймы, на которых специализировалась Simulations Canada, в конечном итоге уступили в популярности чисто компьютерным варгеймам. Наибольшей проблемой стало то, что в плане игровой механики игры Стива начали отставать: своим консерватизмом они тяготели к настольным варгеймам, в то время как другие разработчики уже вовсю пользовались разнообразными возможностями, предоставляемыми компьютерами. К тому же уверенность Ньюберга в том, что графика играет второстепенную роль, привела к тому, что он безнадёжно проигрывал конкурентам в этом аспекте.

Кстати, к графике в компьютерных варгеймах у Simulations Canada было несколько предвзятое отношение. В наиболее ёмкой форме оно было выражено в их рекламных объявлениях. Например, одно из них начиналось дословно так: “Новшества, внимание к деталям и реализм. Вы когда-нибудь задумывались, почему во многих играх всего этого нет? Возможно, потому, что со всей этой красивой графикой они забыли о проработке, тестировании и дизайне. А мы не забыли. Simulations Canada. Серьёзные варгеймы”. Само объявление, кстати, выглядело как стена текста без единой картинки. Забавно, что именно это объявление мне удалось найти в журнале Computer Gaming World, который более чем на половину состоял из рекламы всех цветов радуги.

Вот насколько разные рекламные объявления можно было встретить в игровых журналах в 1991 г.


В 1993 г. вышла последняя игра от Simulations Canada, ставшая отчаянной попыткой исправить эту ситуацию. Речь идёт о Red Sky at Morning, в которой получили дальнейшее развитие идеи, заложенные ещё в настольном варгейме Seapower & the State, созданном Стивом в 1982 г. 

Seapower & the State - один из лучших варгеймов Ньюберга.

Здесь можно найти краткое описание и отчёт о сыгранной партии в Seapower & the State. Также по этой ссылке можно найти много других отчётов, написанных Брюсом Костелло (Bruce Costello), в том числе и по варгеймам на тему Третьей Мировой. 

Это был первый (и последний) в истории Simulations Canada чисто компьютерный варгейм. Более того, здесь впервые появилась графическая составляющая в виде целой одной карты мира, которая, впрочем, носила откровенно вспомогательный характер. Игровой процесс представлял собой симулятор главнокомандующего всего военно-морского флота на всех океанах и морях и сводился, в первую очередь, к изучению отчётов и раздаче приказов. После этого игрок вновь читал отчёты о ходе выполнения своих указаний. Игра отдалённо напоминает Harpoon в текстовом виде, однако отличается большим размахом. Если в Harpoon сценарий посвящён одному отдельному сражению, то в Red Sky at Morning идёт полномасштабная мировая война на море с использованием, в том числе, и ядерного оружия.

Red Sky at Morning - настоящий графический пир в царстве визуального аскетизма SimCan.

В 1993 г. Simulations Canada, выпустившая в общей сложности 65 настольных и компьютерных варгеймов, прекращает свою деятельность, а в деятельности Стива Ньюберга наступает долгий творческий перерыв.

В 1993 г. Стив Ньюберг принимает участие в создании Captain's Log #13, выпущенного Task Force Games. Это было дополнение для космического настольного варгейма Star Fleet Battles, действие которого разворачивается во вселенной Star Treck. Всего таких дополнений было выпущено 15 штук, а по содержанию они были аналогичны, например, наборам дополнительных сценариев для Squad Leader.

Также мне встречалась информация о том, что Simulations Canada, совместно с другой канадской студией - Strategy First, Inc. - разработали морскую компьютерную стратегию с возможностью вида от первого лица Man of War, выпущенной Virgin Interactive Entertainment в 1997 г. Однако подробностей о создании этой игры найти мне пока не удалось.

К этим играм Ньюберг тоже приложил руку.


Возвращается к созданию настольных варгеймов он только в 2010 г., когда L2 Design Group публикует Grand Fleet – своего рода настольный вариант одноимённого компьютерного варгейма 1988 г. А в 2015-2017 гг. Compass Games издаёт ещё две новые игры Стива. Также в 2005-2006 гг. Omega Games переиздаёт два его настольных варгейма, в 2013-2017 гг. Compass Games – ещё три. Не исключено, что в будущем Стив ещё не раз порадует своих поклонников и просто любителей варгеймов своими играми.

Такова краткая история настольных и компьютерных варгеймов от Simulations Canada. Многие из созданных Стивеном Ньюбергом настольных варгеймов востребованы до сих пор, о чём говорят переиздания его игр в XXI веке. Что же касается варгеймов компьютерных, то и они смогли обрести вторую жизнь. Это стало возможным благодаря Matrix Games.

Продолжение: Flashpoint Germany

Комментариев нет:

Отправить комментарий