03 мая 2020

Air & Armor 05 - сценарии, ч.3

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Действия пятого сыгранного мною сценария – “Спасти окружённых” (31.5) – разворачиваются вокруг второго по величине города на карте – Швайнфурта. Длится он шесть ходов и происходит на всей карте. События разворачиваются во время второго дня войны. В течение первого дня две советские мотострелковые дивизии при поддержке артиллерийской бригады разбили американскую механизированную дивизию, остатки которой укрылись в Швайнфурте. Как только город будет взят, командующий 8-й армией получит из резерва фронта танковую дивизию для ввода её в прорыв. Командование НАТО осознаёт угрозу, а потому ночью в район Вюрцбурга были переброшены две бригады немецкой дивизии и одна канадская бригада, перед которыми поставлена задача восстановить положение и деблокировать окружённый гарнизон. Также синим удалось создать превосходство в самолётах и вертолётах.

Стартовая расстановка: две советские дивизии и пять бригад НАТО.

Перед началом сценария синий игрок взрывает три моста к северу от Швайнфурта и два к югу. Советский игрок наводит три переправы на месте уничтоженных мостов: две к югу от города и одну к северу. Игрок за НАТО также взрывает все мосты через Франконскую Зале – неширокую реку на северо-западе. Последнее, на мой взгляд, было напрасно: тем самым мой оппонент лишил себя пространства для маневра на западе, ограничив маршрут наступления междуречным дефиле. Забегая вперёд, также отмечу, что в этом сценарии мои переправы противник не бомбил.

Затем синий игрок выставляет на карту гарнизон города: две бригады, дивизионная артиллерия и три роты инженеров. Оба соединения понесли потери в ходе боёв предыдущего дня и находятся на грани боеспособности – их численность составляет 6 рот на бригаду. Швайнфурт имеет форму круга, занимает площадь в 7 гексов и делится Майном на две неравные части. В центре этого круга были размещены штабы и артиллерия, по периметру – пехота и танки вперемешку. Инженеров мой оппонент тоже выставил в первую линию. На мой взгляд, это ошибка. Их надо было ставить в наиболее защищённых местах – центре города и в двух гексах на берегу реки. Тогда они смогли бы пережить первый ход и к началу второго подготовили бы полевые укрепления.

Потом наступила моя очередь расставлять войска. Обе мотострелковые дивизии тоже были потрёпаны и имели примерно две трети личного состава. Одну дивизию я расположил на западном берегу реки, вторую – на восточном. Части каждой дивизии я разместил симметрично: танковый полк и полк на БТР обороняли южные подступы к городу, два полка на БМП и танковый батальон отправились на штурм. Артиллерийская бригада и дивизионная артиллерия развернулись в лесу к северу от города, заняв максимально возможное количество гексов. Целью такого построения было снизить потери от налётов с воздуха, а также обеспечить взаимную защиту средствами ПВО. Впрочем, в течение всего сценария соперник мою артиллерию не трогал, что мне представляется ошибкой.

После этого оппонент размещает деблокирующие войска. Немецкую механизированную бригаду, потерявшую половину своего состава в первый день войны, он расположил к юго-западу от Швайнфурта. С юга, из района Вюрцбурга, наступает немецкая танковая бригада, ранее в боях не участвовавшая. В Китцингене, к востоку от Вюрцбурга, расположена американская артиллерийская бригада. На северо-восток от неё, на левом берегу Майна, разгрузился с эшелонов танковый батальон канадской механизированной бригады. Как видно, расположение войск противника представляет собой полукруг, причём наиболее боеспособные войска наступают на центральном направлении. При планировании обороны я переоценил потенциал канадской механизированной бригады и недооценил силу немецкой танковой бригады, что привело к потерям.

Основная интрига сценария разворачивается вокруг Швайнфурта. В начале баланс сил практически равный: примерно полторы расчётные дивизии против трёх расчётных бригад. Свежая танковая дивизия смещает баланс в сторону красных, а потому захват города является для меня первостепенной задачей. Если же неприятель сумеет прорваться к городу и укрепить его гарнизон, то обе потрёпанные мотострелковые дивизии будут разбиты.

Во время первого хода соперник подтягивал войска к Швайнфурту. По железной дороге к нему подошли основные силы канадской бригады, подвергшиеся ударам с воздуха в ходе перевозки. Двигаться они смогут только на следующем ходу, а пока будут разгружаться с составов.

Первый ход: начало штурма города.

Советские войска заняли оборонительные позиции, танковый полк с восточного берега реки был переброшен на западный, навстречу немецкой танковой бригаде. Сапёры были разделены на три части. Первая часть была направлена на поддержку обороняющейся пехоты, вторая наводила переправы на месте разрушенных мостов, а третья, самая многочисленная, отправилась занимать перекрёстки на пути канадской бригады.

Основные события разворачивались вокруг города. В наступление перешли четыре мотострелковых полка и два танковых батальона при поддержке артиллерийской бригады. Дивизионная артиллерия оставалась в резерве для отражения атак противника.

Танки при штурме города бесполезны, однако я надеялся, что они будут оттягивать на себя вражеский огонь. Что касается пехоты, то её концентрация была излишней. Артиллерия могла эффективно поддерживать только две атаки за ход, а потому из четырёх полков атаковали только два. Другие два полка подошли к городу вплотную, были обстреляны американцами, но на штурм не пошли ввиду бесперспективности этого занятия.

Гарнизон города открыл по наступающим огонь, подкреплённый артиллерийской бомбардировкой, а также налётами самолётов и вертолётов. Потери были ошеломляющими. Два полка были уничтожены почти полностью. Тем не менее, две клетки города были взяты. Обе американские бригады потеряли боеспособность и до конца сценария удерживали занимаемые позиции. Теоретически американцы могли бы объединить подразделения двух бригад в одну, но на практике сделать это у них не получилось.

На втором ходу канадская бригада перегруппировалась и продолжила движение к Швайнфурту по восточному берегу реки. Её продвижение замедляли ошибочные данные разведки (ложные юниты с нулевой силой). На правом берегу в наступление перешли немцы. Механизированная бригада атаковала один из батальонов танкового полка, однако у этого полка был приказ “резерв”, и на подмогу товарищам пришли ещё два батальона. В результате атака противника была отбита с большими для него потерями.

Второй ход: штурм продолжается, немецкая мотострелковая бригада уничтожена.

Аналогичная ситуация повторилась восточнее, однако в этом случае результат был противоположным. Здесь наступала немецкая танковая бригада, на вооружении которой стояли танки Леопард-2, к тому же атака была поддержана большим количеством артиллерии и авиации. В конечном итоге, были уничтожены и попавший под удар батальон, и оба батальона, пришедшие ему на выручку. Если бы я верно оценил свои шансы и не воспользовался возможностью направить резервы для поддержки обороны, то потерял бы не весь полк целиком, а только его треть.

Менее чем в десяти километрах к северу продолжался штурм города. Два оставшихся полка захватили ещё два гекса города. И вновь потери были ужасными: оба полка потеряли боеспособность. Моя ошибка состояла в том, что я атаковал не центр города, а его окраины. Это позволило штабам американских бригад координировать огонь артиллерии, находившейся вместе с ними в центре Швайнфурта.

В связи с нехваткой пехоты, захваченные городские кварталы приходилось удерживать силами двух танковых батальонов, которые несли потери от артиллерийского огня американцев.

В конце хода сапёры закончили возведение полевых укреплений и строительство переправ на правом берегу реки. На левом берегу сапёры установили инженерные заграждения на занятых перекрёстках. Мин у меня не было, однако заграждений можно ставить сколько угодно.

К третьему ходу сложилась плачевная для меня ситуация. За четыре часа лишились боеспособности или были уничтожены пять полков. Пехоты для штурма города не было. Шансы на подход подкрепления таяли.

Третий ход: штурм приостановлен, идёт перегруппировка мотострелков. Канадская бригада занимает место уничтоженной немецкой.

Единственная возможность, которая у меня оставалась – провести рокировку северной и южной группировок. Два мотострелковых полка на БТР были направлены на север и заняли исходные позиции для продолжения штурма. Остатки мотострелков на БМП покинули Швайнфурт и заняли подготовленные сапёрами укрепления в деревнях и лесах к югу от города. Часть сапёров тоже отправилась на фронт, впрочем, толку от них было немного.

Перед уходом из города мотострелки навели артиллерию на центр города. За неимением других целей, сюда пришёлся залп всей артиллерийской бригады. В результате были уничтожены один из штабов дивизии и вся дивизионная артиллерия америнцев. С этим ударом я, конечно, запоздал: уничтожение этих целей на втором ходу существенно бы сократило мои потери при штурме.

Однако соперник тоже понёс потери. Неплохо показала себя авиация, уничтожившая немало немецкой пехоты и почти все канадские танки. Дело в том, что мой оппонент пренебрегал элементарной предосторожностью и постоянно оставлял свои войска на открытой местности, что делало их уязвимыми для воздушных налётов. Я же всегда размещал войска в лесах или городах, что значительно повышало их шансы на выживание. Исключение составил лишь штурм Швайнфурта, который практически по всему периметру был окружён полями.

На западном берегу реки две немецкие бригады продолжили наступление, впрочем, без особого успеха. Мне удалось выбить всю немецкую пехоту, без которой взять деревни, занятые моими немногочисленными войсками, было нереально. Следствием этого стала невозможность пользоваться дорожной сетью, усугублённая удачной работой моих средств РЭБ. Несколько раз за партию мне удалось притормозить немецкие танки, сократив их очки движения в три раза. Даже при штурме города моим специалистам удавалось уменьшать количество артиллерии и авиации американцев, участвующих в обороне. А ведь в городе у НАТО преимущество в плане РЭБ за счёт использования телефонной проводной связи! Противнику же с РЭБ не везло, немцы даже поломали свою аппаратуру.

Канадская бригада внезапно отступила на юг, переправилась на правый берег реки и продолжила двигаться на север. На мой взгляд, это было ошибкой. Мой оппонент окончательно утратил пространство для маневра, предельно упростив мне задачу построения обороны. В случае наступления по нескольким направлениям мне было бы гораздо сложнее рассчитать, сколько войск выделить на каждое из них.

На четвёртом ходу инициативу впервые выиграл я. Два оставшихся мотострелковых полка устремились на штурм и овладели Швайнфуртом. Все оставшиеся от двух дивизий роты заняли оборонительные позиции на окраинах города и в деревнях к югу и западу от него. Казалось, что победа у меня в кармане. Осталось только дождаться подхода подкреплений.

Четвёртый ход. Швайнфурта взят. Канадцы не успели на выручку гарнизону и теперь сами готовятся к штурму.

Однако мой оппонент и не думал сдаваться. Он все ещё мог пробиться к городу, захватить несколько кварталов и сохранить линию коммуникаций со своим тылом. Немецкая танковая и канадская механизированная бригады при поддержке американской артиллерии прорвали мою оборонительную линию на юге. Теперь немцев от города отделял лишь небольшой заслон на юге. Канадцы же обошли мои позиции с запада и заняли деревню Нидерверн, в соседнем от Швайнфурта гексе.

На пятом ходу я вновь выиграл инициативу и нанёс удар всей доступной артиллерией по занятой канадцами деревне. От бригады остался лишь штаб и рота инженеров. Фактически, у противника больше не осталось пехоты, а значит, его шансы на взятие города устремились к нулю.

Пятый ход. Канадская бригада уничтожена, передовые части советской танковой дивизия спешит на помощь мотострелкам.

Тем не менее, немцы в это время взяли штурмом очередную деревню, через которую проходил автобан. Отсутствие пехоты вынуждало их направлять силы целой бригады на ликвидацию таких небольших очагов сопротивления, поскольку танки не могли атаковать населённые пункты в полную силу.

Ко мне в это время подошли два танковых полка, а также штабы, артиллерия и сапёры танковой дивизии. Они направились на юг, однако за ход успели преодолеть чуть более половины расстояния до города. Танки совместно с сапёрами двигались по двум параллельным маршрутам – я опасался, что неприятель применит боеприпасы дистанционного минирования, но этого не случилось.

На шестом ходу ко мне подошли ещё один танковый и один мотострелковый полки, которые принять участие в битве уже никак не успевали. Первые два полка достигли города и заняли оборонительные позиции к западу от него, перекрыв потенциальную линию снабжения на тот случай, если сопернику всё же удастся выбить меня из города.

Шестой ход. Отчаянный прорыв последних немецких Леопардов к Швайнфурту отбит.

Один из полков был атакован немцами и потерял в бою целый батальон. Впрочем, полностью очистить дорогу немцам не удалось. Несмотря на это, они всё-таки дошли до предместий Швайнфурта и атаковали сам город, но их атака была отбита объединёнными усилиями остатков двух мотострелковых дивизий.

Мои вертолёты тем временем совершили налёт на американскую артиллерийскую бригаду и уничтожили треть орудий. Эта мера сильно запоздала, к тому времени бригада уже успела нанести мне большие потери.

На этом сценарий закончился. Счёт по потерям составил 48-46 в пользу моего оппонента. За взятие города я получил ещё 7 очков. Противник мог бы получить 10, если бы сохранил линию снабжения хотя бы с одним гексом. Итоговый счёт 53-48 в мою пользу. Разница составляет 5 очков, а незначительная (marginal) победа начинается с 6 очков. А значит, бой закончился вничью.

Приказы советским войскам. Две мотострелковые дивизии потеряли два полка и один батальон в полном составе, ещё четыре полка потеряли боеспособность. Из начальных войск к активным действиям в конце сценария готовы только два полка и один батальон.

С таким результатом я согласен. Несмотря на захват Швайнфурта, назвать исход сражения моей победой, у меня не поворачивается язык. Обе советские мотострелковые дивизии были фактически уничтожены. В “западной”, принявшей на себя основную тяжесть штурма и контратаки немцев, осталось 4 роты мотострелков и 1 рота сапёров. В “восточной” – 5 рот мотострелков и по 3 роты танков и сапёров. Танковая дивизия тоже успела потерять три роты танков. Также была потеряна одна единица вертолётов (три-четыре машины). Зато артиллерия и штабы не пострадали вообще.

Потери НАТО не менее катастрофичны: полностью уничтожены американская дивизия и канадская бригада. От немецкой дивизии осталось 4 роты танков и артиллерия. Американская артиллерийская бригада потеряла треть состава.

Конечно, в случае продолжения боя советская танковая дивизия с лёгкостью бы уничтожила остатки сил противника, однако штурм города в начале сценария вышел слишком долгим и кровопролитным. При удачном раскладе, его можно было бы взять с меньшими потерями и на один ход быстрее. В общих чертах, мой план был неплох, но реализация подкачала – слишком много было ненужных потерь за первые два хода. Оборона была выстроена, в целом, нормально, но недооценка немецкой танковой бригады обошлась мне дорого. Кроме того, я несколько ходов подряд забывал использовать вертолёты, а события показали, что они могли бы хорошо помочь в борьбе с артиллерией синих.

Оппонент действовал методично, но предсказуемо. Он полностью игнорировал мою артиллерию, а ведь я ждал ударов не только с воздуха, но и со стороны немецкой механизированной бригады. Маневр канадской бригады в середине сценария был, на мой взгляд, потерей времени. А вот обходной маневр той же бригады в конце сценария создал крайне напряжённую ситуацию. Если бы я проиграл инициативу, канадцы могли бы ворваться в Швайнфурт, и выбивать их оттуда мне было бы уже нечем. Полагаю, что создание угрозы на флангах сделало бы его основной удар в центре более результативным.

Продолжение: заключение: второе издание

Комментариев нет:

Отправить комментарий